В январе 2000 года российские войска штурмовали Грозный

В январе 2000 года российские войска штурмовали Грозный

Потери наших были чудовищны, до сотни убитых в некоторые дни, каждый день сотни раненых. Но в конце концов, не они, а чеченцы не выдержали бойни и отступили в беспорядке, причем при отходе потеряли во много раз больше бойцов, чем во время самой осады. Многим тогда казалось, что одержана решительная победа, что осталось смести остатки рассеянных сил противника, перебить главарей, и вопрос решен. Многие главари действительно погибли за прошедший год-два, но антитеррористической операции не видно конца. На смену убитым становятся новые бойцы. Все больше мальчики от 12-ти и старше, которым неведом по молодости страх, жалость и сомнение. Находятся и новые главари.

Впрочем, чего удивительного. 7 лет назад в январе 95-го наши войска тоже штурмовали Грозный. Тоже были немыслимые потери, была победа, взятый город, надежда на скорое окончание войны. Потом многие военные говорили, что победу у них украли бесконечными переговорами с врагом и перемириями. Сегодня уже третий год ни одного перемирия, никаких серьезных переговоров, а толку нет. Вторая чеченская война уже длится больше, чем первая, потери тоже больше, но к мирному решению не приблизились ни на шаг. Теперь сообщают, что тайно Москва предлагает чеченскому президенту в подполье, Аслану Масхадову и прочим умеренным сепаратистам самую широкую автономию вплоть до конфедерации. С единственным условием: на территории республики должны остаться российские военные гарнизоны. Масхадовцы вроде бы согласны, но требуют, чтобы в личном составе войск постоянного базирования половину составляли чеченцы, и в этом пока заминка. И вот, ради этого, чтобы иметь сомнительную привилегию содержать несколько сомнительных гарнизонов на территории фактически независимой Чечни, и лилась столько лет кровь, и расходовались миллиарды долларов. Наверное, проще было бы договориться с Масхадовым осенью 99-го, после того как провалилась авантюра Шамиля Басаева в Дагестане. Позиции для переговоров были бы сильнее, чем сегодня, если бы войска остановились на Тереке, не разрушили бы остатки убогой чеченской государственности. Было бы хотя бы с кем всерьез договариваться.

После терактов 11 сентября на Западе стали часто повторять, что теперь лучше понимают чеченскую проблему. Но непохоже, чтобы вправду понимали, поскольку в своей войне с терроризмом повторяют лишь наши ошибки, помноженные на сверхвозможности огневой мощи более современного, чем у нас, вооружения. В Афганистане ударами с воздуха разгромили и загнали в подполье регулярные силы талибов. Мы в Грозном добились того же не точностью, а массой бомб и снарядов. Режим «Талибана», репрессивный, но действенный, распался. Его сменило бессильное марионеточное, раздираемое постоянными противоречиями коалиционное правительство Хамида Карзая. Точно так же в Чечне бывшего боевика Ахмада Кадырова, поддерживаемого рядом группировок, совместили с бывшим уголовником Гантемировым. Но эта чеченская администрация оказалась совершенно бессильна. И вот, подобно своим чеченским коллегам, Карзай на днях публично поддержал продолжение американских бомбежек, в которых гибнут сотни мирных жителей, и только попросил бить поточнее. Ясно, что несмотря на объявленную победу, вскоре в Афганистане сложится свой эффективный внутренний фронт сопротивления. Будут бить и по администрации Карзая, и по оккупантам-миротворцам.

То, что большая часть главарей «Талибана» и «Аль-Каиды» в Афганистане успешно скрылась, доказывает: массовая поддержка антизападного сопротивления есть уже и сейчас. Бомбы и спецназ в принципе не могут решить национальные проблемы и не могут покончить с терроризмом. Если наша Чечня не урок, пусть хоть на Израиль посмотрят. Там уже шестой десяток лет пытаются решить железом и кровью палестинский вопрос, и не сдвинулись ни на шаг. Интересно, кто раньше отступит: Запад из Афганистана, или Россия из Чечни? У кого раньше хватит ума признать бессилие вооруженной силы? Лишь с Израилем все более или менее ясно, отступать евреям некуда. А у других есть шанс.

Павел Фельгенгауэр, «Эхо Москва».
www.echo.msk.ru