Мир наблюдает, как начинается новая война

Мир наблюдает, как начинается новая война
Когда в свое время ПРЕСС-ЦЕНТР.РУ заявил: «Война на Ближнем Востоке неизбежна», многие, в том числе и в Израиле, восприняли этот прогноз крайне раздраженно. Теперь о войне говорят, как о факте.

Десять дней, которые потрясли весь мир, - так без преувеличения можно назвать череду последних событий на Ближнем Востоке. Случилось то, о чем так много говорили эксперты и политологи - Израиль официально начал антитеррористическую операцию против палестинских экстремистов, мобилизовав для этого не только регулярные вооруженные силы, но и более 20 тыс. резервистов.

События развивались довольно стремительно. 27 марта в Бейруте открылось арабское совещание в верхах. Уже состав его участников отчетливо показал, что арабский мир неоднороден и не имеет четкой позиции по решению палестинской проблемы, - в ливанскую столицу прибыли лишь 11 из 22 арабских руководителей. Не появился там и Арафат - в свое отсутствие он не смог гарантировать прекращение антиизраильского террора, а раз так, то Тель-Авив не дал гарантий возвращения палестинского лидера обратно в автономию.

И он бы не возвратился, так как 28 числа в израильском городе Нататья был совершен один из самых мощных за время палестинской интифады террористический акт. Жертвами исламского камикадзе стали 21 человек, более 130 человек получили ранения. Представитель исламистской группировки «Хамас» открыто - в эфире американской телекомпании CNN - взял ответственность на себя и пояснил цель этого преступления: продемонстрировать заседающим в Бейруте «соглашателям» готовность «истинных арабских патриотов» добиться полного освобождения Палестины. То есть уничтожить Израиль как государство.

«Это уже слишком», - решило израильское правительство на своем экстренном заседании. Оно возложило ответственность за теракт на администрацию Палестинской автономии (ПА) и в лице своего представителя Раанана Гисина заявило, что эта атака «требует от Израиля пересмотреть выбранную политическую линию».

«Мы по-прежнему намерены работать в направлении прекращения огня, - сказал он. - Однако палестинцы твердо выбрали путь террора и отказываться от него, судя по всему, не намерены. Мы вынуждены предпринять ответные меры».

Очевидная тяжесть преступления и реальная угроза Израиля жестко ответить на него изрядно напугали Ясира Арафата: он решительно осудил террористов и отдал приказ арестовать лидеров военизированных группировок на территории автономии («Хамаса», «Исламского джихада», «Бригад мучеников аль-Аксы» и ряда других). Однако арестов не последовало. Наоборот, уже под вечер на Западном берегу реки Иордан был совершен очередной теракт, в котором погибли три израильтянина. Тут же Арафат обратился к израильскому руководству начать переговоры без каких-либо предварительных условий. Израиль и Палестина, по его словам, должны продвигаться к миру в соответствии с рекомендациями американского посредника Энтони Зинни.

Накануне генерал предложил трехступенчатый вариант палестино-израильского примирения. Вначале палестинцы прекращают насилие и антиизраильскую истерию в своих СМИ, затем Израиль отводит войска к позициям на начало интифады и замораживает строительство поселений на территории Палестинской автономии. Наконец, начинаются переговоры о создании независимого палестинского государства в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме. Иными словами, палестинский лидер согласился с планом прежних американских эмиссаров Тенета и Митчелла. Израиль, как известно, этот план поддержал.

Почему вдруг Арафат предпринял такой неординарный шаг? Имеется несколько причин.

Совещание арабских лидеров в ливанской столице закончилось полным фиаско в плане решения палестинской проблемы. Хотя на нем и была оформлена общеарабская позиция по решению палестинского вопроса. За основу была взята инициатива наследного принца Саудовской Аравии Абдаллы. Чуть больше месяца назад он предложил Израилю вывести войска со всех оккупированных в 1967 году территорий. Взамен этого арабские страны признают еврейское государство и начнут вести диалог о создании Палестинского государства на Западном берегу и в секторе Газа. Арафат согласился с этим планом, израильский премьер Ариэль Шарон посчитал его несвоевременным. Теперь же этот план стал вообще неприемлем для Израиля, так как по настоянию Сирии в него был включен пункт о возвращении палестинских беженцев. В Тель-Авиве понимают, что возврат в Израиль нескольких миллионов палестинцев смерти подобен - через какой-то десяток лет в силу демографических особенностей еврейское государство превратится в арабское. Это понимает и сам Арафат.

О такой «особенности» конечно же знал и молодой сирийский президент Башир аль-Асад. Именно он является сегодня одним из немногих ближневосточных лидеров, которые занимают непримиримую (и даже экстремистскую) позицию по отношению к Израилю. Он рассорился с Арафатом, обвиняя последнего в сепаратных контактах с израильтянами, всячески поощряет интифаду (читай - террор в Израиле и на оккупированных территориях). Не складываются отношения с Египтом и Иорданией. Аль-Асад боится одного - в случае палестино-израильского замирения ему придется вывести 30-тысячный контингент из Ливана. А это уже большая геополитика.

Сирийского президента всецело поддержали представители Ирака и Ливии. Заинтересованность Саддама Хусейна в войне в Палестине понятна. Именно она в какой-то степени оттягивает американский удар по Багдаду. Что касается Муаммара Каддафи, то он вначале обиделся на арабских лидеров и отказался ехать в ливанскую столицу. Причина в том, что до последнего времени специальная арабская комиссия рассматривала его прошлогодний план мира на Ближнем Востоке. Его суть - в объединении Израиля и Палестины в единое государство под названием «Изратина» с возвращением в него всех палестинских беженцев и ликвидацией израильского оружия массового поражения. Он ожидал, что ливийский план будет принят в Бейруте. Но в последний момент организаторы саммита от него отказались и взяли за основу саудовский, который Каддафи не воспринимал. Теперь же, когда в нем появился пункт о беженцах, лидер Джамахирии воспрянул духом и дал указание проголосовать «за».

Другим важным моментом арафатовского решения стал ответ Израиля на участившиеся теракты палестинских камикадзе. Шарон объявил о возврате к прежней тактике «насилие в ответ на насилие» и сразу же направил более 150 танков в сторону Западного берега Иордана. 30 танков окружили резиденцию Арафата в Рамалле. Израильский МИД обратился ко всем иностранцам с просьбой оставить палестинские территории. В местных СМИ появились сообщения о возможном физическом устранении палестинского лидера. Примечательно, что на этом стали настаивать не только большинство израильского кабинета министров, но и широкая израильская общественность. «Сегодня я действительно опасаюсь за свою жизнь», - передал журналистам слова Арафата один из его приближенных.

Наконец, Председатель понял, что все его «стопроцентные усилия» по прекращению терактов имеют обратный эффект - их количество только увеличивается. Совершать их начинают неподконтрольные Арафату как исламистские группировки, так и его бывшие соратники. «Я делаю все, чтобы покончить с насилием, - сказал Арафат в интервью американской телекомпании АВС. - Но никто кроме Бога не может добиться стопроцентного результата». Между тем журналист упрекнул собеседника в том, что тот, хотя и распорядился приостановить теракты против мирного населения, но при этом приказал не прекращать нападений на израильские войска и поселенцев. Кроме того, для него непонятно, почему Арафат говорит на английском, когда хочет «приструнить» радикалов, и всегда на арабском, когда хочет подчеркнуть «незыблемость» в борьбе с сионизмом.

Теперь же Арафат не уверен, что даже в случае его призыва ко всеобщему примирению (уже на понятном арабском языке), насилие со стороны палестинцев прекратится. Маятник достиг слишком больших колебаний - и стало очевидным, что бороться с террором должна вестись в тесном тандеме с Шароном.

Но было уже поздно. 29 марта на рассвете около 30 танков «Меркава» и бронемашин пехоты, двигаясь с двух сторон, вошли в Рамаллу и окружили резиденцию палестинского лидера, остановившись в нескольких десятках метров от здания и таким образом полностью его блокировав. Армейские бульдозеры снесли ограду вокруг резиденции, в то время как на крышах прилегающих к резиденции домов заняли позиции снайперы. «Сложите оружие и сдайтесь, в противном случае вы будете уничтожены», - гремел из громкоговорителей призыв израильского командования к охраняющей здание гвардии Арафата (Отряд-17). Палестинцы сдаваться отказались. Танки открыли по резиденции (около десяти построек на площади одного городского квартала) огонь из пулеметов и орудий. Спецназ пошел на штурм, и на территории резиденции завязался ожесточенный бой. Появились жертвы с обеих сторон. Тут же палестинский лидер заявил, что готов принять «мученическую смерть, но не намерен стать пленником, изгнанником или арестованным, как этого хочет Израиль». «Мы выбрали дорогу смерти, но наши дети обязательно поднимут флаг Палестины над Иерусалимом», - гордо подчеркнул господин Арафат в интервью катарскому телеканалу «Аль-Джазира».

К вечеру израильтяне полностью захватили резиденцию Арафата, оставив палестинскому лидеру и его охране лишь один этаж. Примечательно, что до 1995 года, когда израильские войска, выполняя мирные соглашения, вышли из Рамаллы, именно здесь находился их штаб. В ходе штурма было арестовано 70 человек, которые, по утверждению израильских военных, непосредственно причастны к терактам и прятались от ареста в арафатовской штаб-квартире.

Комментируя решение израильского кабинета на проведение «войсковой операции» против террористов, вице-премьер Натан Щаранский прямо сказал, что операция «рассчитана не на день и не на неделю, но будет длиться до тех пор, пока не будут достигнуты все цели, поставленные перед израильской армией». «Не будет ни городов, ни мест, ни лиц, у которых был бы иммунитет против наших действий», - отметил он.

Вопрос о судьбе палестинского лидера долго обсуждался на заседании израильского кабинета. В качестве возможных вариантов рассматривались полная его изоляция, депортация, суд и даже физическое устранение. Дискуссия проходила бурно. Премьер А.Шарон несколько раз звонил госсекретарю США Колину Пауэллу, согласовывая позицию своего кабинета с Вашингтоном. В итоге министры единогласно приняли решение объявить Ясира Арафата «врагом», однако при этом ограничиться его полной изоляцией от внешнего мира - то есть добиться его не физической, а политической смерти. Переговорный процесс, по замыслу израильтян, должен продолжаться с другими палестинскими политиками. Арафат попросту растранжирил кредит доверия, несмотря ни на что выдававшийся ему оппонентами.

Пятый день на Ближнем Востоке продолжается «третья» антитеррористическая кампания (первая - Чечня, вторая - Афганистан). За это время, по данным Международного Красного Креста, от рук израильтян погибло около 30 человек (только за вчерашний день палестинцы потеряли 11 человек, столько же палестинцев было расстреляно «своими» за сотрудничество с израильскими властями). В ходе же непрекращающихся терактов в Хайфе и пригородах Иерусалима погибло 15 и ранено 38 израильтян. Лидеры палестинских группировок, до этого враждовавших между собой, заявили о готовности объединиться перед лицом «общего врага». Они особо отметили, что отныне «каждый израильтянин, в какой бы части света он не находился, будет объектом акций возмездия».

«Израиль должен осознать, что в мире насчитывается 9 млн. палестинцев, готовых вести тотальную войну за свое существование», - подчеркнул один из руководителей Народного фронта освобождения Палестины М.Тахер. А лидер «Хамаса» Абдельазиз ар-Рантиси пообещал «устроить израильтянам землетрясение». «Загнав Арафата в угол, Шарон подписал смертный приговор Израилю», - заявил он. Между тем, на позавчерашней секретной встречи лидеры исламистских группировок вынесли именно Арафату смертный приговор. Экстремисты считают, что он должен погибнуть как «смертник и борец за веру». Это позволит заметно активизировать антисионистскую борьбу. Странный случай, но теперь израильские спецназовцы, охраняющие кабинет Арафата, стали более тщательно досматривать любого палестинца, направляющегося на аудиенцию к Председателю.

В субботу, 30 марта, Совет Безопасности ООН на своем экстренном заседании принял резолюцию №1402, которая потребовала от Израиля прекращения огня и отвода войск, а от палестинцев - обуздания террористической деятельности. Практически же резолюция, по мнению многих наблюдателей, явилась «пустым призывом к миру». С ней, как и с одобренной на бейрутском саммите саудовской инициативой, может согласиться лишь явно проигрывающая сторона конфликта. Примечательно, что вчера утром Ясир Арафат призвал Израиль прекратить наступление и сесть за стол переговоров на основе названных резолюции и инициативы. Израильтяне в принципе поддержали резолюцию Совбеза и дали согласие сесть за стол переговоров, но только после «искоренения терроризма». Ведь сроки вывода войск в принятом документе не определены.

Сегодня, как предполагается, состоятся встречи российского и американского посланников Андрея Вдовина и Энтони Зинни с лидерами конфликтующих сторон. Об этом договорились глава российского МИДа Игорь Иванов и госсекретарь США Колин Пауэлл. К их миссии должны подключиться представители ООН и Евросоюза.

Вчера вечером по израильскому телевидению выступил Ариэль Шарон. Он заявил, что практически все крупные палестинские города перешли под израильский контроль. «Израиль находится в состоянии войны», и поэтому будет продолжена мобилизация резервистов. Арафат, по словам премьер-министра, «главное препятствие на пути к миру на Ближнем Востоке», он «враг всего свободного мира». Между тем, Израиль не хочет смерти господина Председателя, - он снабжает его водой, горячей пищей и средствами связи.

Вчера израильские войска начали широкомасштабную операцию под кодовым названием «Защитная стена». К утру сегодняшнего дня их танки уже находились в шести палестинских городах на Западном берегу реки Иордан, включая родину Иисуса Вифлеем. При этом было арестовано около 700 палестинцев, которые ранее разыскивались израильскими спецслужбами за участие в совершении диверсий и терактов.

Дальнейшее развитие событий можно предсказать - Израиль выполнит задачу по ликвидации инфраструктуры палестинского террора. В общей сложности уже арестовано более 1500 человек из «черного списка» израильских спецслужб. Между тем, в Тель-Авиве понимают, что без политического диалога проблему не решить.

Не решить ее и с Арафатом. Тогда с кем? Если Арафата придется депортировать.

Ситуация уникальная. Пожалуй, впервые за 50 лет арабо-мусульманский мир отвернулся от палестинцев. Массовые демонстрации и антиизраильская риторика - здесь не при чем. Неужели начало ХХI века привнесло существенные коррективы во всю систему международной безопасности и урегулирования вооруженных конфликтов. Принцип «побеждает сильнейший» становится если не вполне приемлемым, то достаточно эффективным в искоренении зла и насилия. В то же время он может стать и губительным не только для отдельных стран и регионов, но и человечества в целом. Подобная дилемма должна вскоре разрешиться. И не где-нибудь, а на линии палестино-израильского противоборства. Израильское руководство вчера поздно вечером уточнило крайний срок: несколько недель.

Владимир ЛЕВИН, «Пресс-Центр.ру»
www.presscenter.ru