Умный в Кодоры не пойдет

Умный в Кодоры не пойдет
Механика вспыхнувшего в пятницу, 12 апреля, очередного грузино-российского конфликта проста - миротворцы громыхнули амуницией там, где для политического обвала и громкого слова достаточно. Можно сколько угодно сетовать на скверный характер некоторых грузинских депутатов, усмотревших в невинном обустройстве поста агрессию против суверенного государства, но вряд ли генерал-майор Александр Евтеев, командир миротворцев, не просчитывал реакцию Тбилиси на столь энергичное возвращение голубых касок в верхние Кодоры. Если не просчитывал, то стало быть, не своим делом занимается генерал. А если просчитывал...

Второй вариант не столь уж и маловероятен. Не мог командующий Коллективными силами по поддержанию мира не знать, что десантирование 80 миротворцев в верхнюю часть Кодорского ущелья, строго говоря, не совсем то, о чем договорились стороны 2 апреля. А договорились они лишь о том, что с 10 апреля Кодорское ущелье и район Ткварчели будут совместно патрулироваться наблюдателями ООН и миротворцами СНГ (подчиненными Евтеева). Ни о каком обустройстве постоянно действующего поста в верхних Кодорах в протоколе речи не шло. Сейчас военные говорят о восстановлении поста, который был снят из-за появления в ущелье гелаевцев. Так оно и есть. Но, во-первых, протокол зафиксировал новые реалии, сложившиеся к тому времени в зоне конфликта. А во-вторых, ничто не мешало Евтееву предварительно согласовать эту вылазку с грузинской стороной. Хотя бы в целях профилактики. Знал же генерал, насколько лавиноопасна эта межа, разделяющая грузин и абхазов. Одного неосторожного слова, не то что движения, достаточно, чтобы привести в действие взрывной механизм конфликта. И все-таки загремел «вертушками» на всю Грузию.

Грузины, уже было покинувшие Кодорское ущелье, вернулись на исходные рубежи. Абхазы успели отбуксировать свою артиллерию всего лишь на пять километров и тут же все двинули обратно. Владимир Микамба, министр обороны Абхазии, в понедельник, 15 апреля, объявил о переходе армии на казарменное положение. Рота миротворцев, порыскав сутки в окрестностях села Ажара под прицелами грузинских военных и ополченцев, убралась восвояси. В итоге обстановка накалилась еще сильней, чем до 2 апреля, когда был подписан протокол о мирном разрешении всех спорных вопросов в зоне конфликта. Стороны начали обмениваться такими любезностями, что того и гляди дело дойдет до пальбы. И в незавидном положении буфера между стреляющими окажутся миротворцы.

Инициатива Евтеева пока оборачивается сплошными потерями. И самая главная - утрата и без того хилого доверия грузин к миротворческим способностям россиян. Проабхазские симпатии голубых касок и раньше-то не особо скрывались, а в понедельник Евтеев и вовсе заговорил о грузинах как о главном источнике опасности в регионе. Явная нелюбовь миротворца к одной из конфликтующих сторон - тоже свидетельство качества российского посредничества между Грузией и Абхазией.

Судя по масштабу последствий, можно строить догадки о мощных силах, организовавших эту провокацию. О некоем сценарии, замысленном апологетами войны в Тбилиси, Сухуми и Москве. Но не очень-то будет удивительно, если выяснится, что за всей этой историей кроется заурядное разгильдяйство одних и глубокая личная неприязнь других. Ну не любят русские генералы своих грузинских коллег. Не доверяют им, ждут от них подвоха, а потому и не строят с ними доверительных отношений. Той же монетой платят миротворцам и грузины. Достаточно вспомнить, с какой легкостью министр обороны Грузии Давид Тевзадзе приказал взять на мушку российскую роту. Решительные намерения своего генерала Эдуард Шеварднадзе вынужден был гасить личным присутствием. Он как никто другой в Грузии хорошо понимает, сколь сильны в республике антироссийские настроения. И подобные марш-броски подчиненных Евтеева - настоящий подарок тем, кто считает Шеварднадзе излишне пророссийски настроенным политиком.

Что бы ни накручивать сейчас вокруг российского десанта в верхние Кодоры, очевидно только одно: Россия прокололась. Там, где нужна ювелирная точность и особая грация телодвижений, протопали всей мощью армейского сапога. Да и ретировались-то с потерей лица, словно бежали. По-хорошему, за весь этот конфуз генерала надо было бы пристроить на менее дипломатическую работу. И сделать это с должным реверансом Кремля в сторону Тбилиси. Однако судя по тому, как Евтеев направо и налево раздает интервью, указывая грузинам на их дурное поведение, в его статусе умелого миротворца Москва не сомневается.

Ситуация после обвала протокола сложилась патовая. Сухуми в ультимативной форме дал Тбилиси две недели на то, чтобы убраться из Кодорского ущелья. В Тбилиси это заявление абхазов, естественно, ничего кроме ура-патриотического прилива не вызвало. Интересы тех, кто заинтересован в новой грузино-абхазской войне, соблюдены. Стараниями российских миротворцев.

Георгий Николаев, «Грани.ру»
www.grani.ru