Что происходит с чеченскими башнями?

Что происходит с чеченскими башнями?

Геноцид, это не только когда убивают и преследуют людей по национальному или религиозному признакам. Геноцид, это когда наряду с людьми убивают их культуру, историю. Лишить народ исторической памяти, традиций - тоже убийство. Это хорошо знают и помнят чеченцы. Непокорные для империи, они всегда были тем народом, который предполагалось, если не уничтожить полностью физически, то "растворить" в общей массе тех, кто покорно принял свой рабский ошейник.

 

За время первой кавказской войны, погибло 9 из 10 чеченцев. Самый многочисленный народ на Кавказе был поставлен на грань полного исчезновения. Еще раньше, империя расправилась с адыгскими народами. Так, практически полностью были истреблены убыхи - на Кавказе, их ни осталось совсем и только в Турции живет несколько десятков. Это потомки тех, кому удалось переселиться и спастись. Но язык свой они утратили. Последний из них, еще помнивший его, глубокий старик, умер не так давно. Исчезла история целого народа, уничтожена его культура. С начала экспансии России на Кавказ это не стало чем-то диковинным.

 

Уже несколько столетий колонизаторы следуют прямому указанию одного из русских царей: "Горские народы ассимилировать, непокорные, из их числа - истреблять". За последние же 50 лет, российская империя довела процесс уничтожения "непокорных народов" и их культуры до совершенства.

 

Вот самый известный пример из недалекого прошлого. Когда в феврале 1944 года чеченцы и ингуши были депортированы в степи Средней Азии, специальные отряды НКВД занимались исключительно тем, что свозили на грузовиках все книги, которые им удалось собрать по чеченским домам, во всех селениях. Среди них были и уникальные рукописные чеченские книги - тяптары. В них были описаны не только истории отдельных родов за несколько столетий, но и многотысячелетняя история самого чеченского народа, тщательно собираемая и записываемая ее хранителями. По свидетельству очевидцев, среди уничтожаемых книг были не только книги по теологии, но и трактаты по математике, астрономии, медицине. Последние представляли особую ценность еще и потому, что издревле чеченцы славились как непревзойденные врачи, которые успешно проводили трепанацию черепа и т.д. Об этом с восхищением писал в середине XIX века известный русский хирург Пирогов.

 

Буквально на следующий день, после выселения чеченцев, на площадях сел и городов запылали костры из древнейших рукописей и книг. Эти костры горели очень долго, так как машины с книгами приезжали все время. Например, известно, что огромный костер из таких книг горел на центральной площади города Грозного почти полтора месяца. Лишь немного книг удалось спасти - всего несколько десятков. Но некоторые, особо ценные библиотеки были все же вывезены под строжайшим секретом в Москву. Так, например, были вывезены тысячи книг и рукописей из библиотеки ученого-богослова из села Шали. Ученые из Дагестана, которые были приглашены специально для того, что бы оценить значимость этой библиотеки, были просто шокированы ее уникальностью.

 

Сегодня эта библиотека недоступна для чеченского народа. Позже, русские цинично упрекали чеченцев в том, что они не имели ни собственной письменности, ни собственной науки, истории.

 

Но не только книги стали предметом уничтожения в опустевшей Чечне. Следующей мишенью были выбраны чеченские башни. Страной гор и башен называли издревле Чечню. Башня является наиболее ярким символом чеченского народа. Ее неповторимость и уникальность в архитектуре - очевидна. Почти все башни в Чечне датируются периодом раннего средневековья. Формат данной статьи не позволяет рассказать о чеченских башнях более подробно. Мы лишь ограничимся некоторыми фактами. Достаточно будет сказать, что подготовка к ее строительству занимала ни одно десятилетие. Так вот говорится об этом в старинной чеченской песне:

 

Камни привезли из-под голубого льда,

Двенадцать быков тащили плиту, ломая копыта от напряжения,

А был каждый камень ценою равен быку,

И весом - восьми быкам.

 

Строили башню ровно один год, однако ее прочность и основательность были удивительны. Если же ее не успевали возвести в срок - башню оставляли недостроенной. И даже ее камни не брали для нового строительства. По силе и могуществу рода судили по тому, какой высоты и защищенности была его башня. Так, например, всего одна семья могла жить и обороняться в ней в течение нескольких месяцев от тысячи врагов. Часто возводимые в труднодоступных местах, башни являлись идеальным оборонным и хозяйственным сооружением. Известно, что войска Чингисхана оказались бессильными против них.

 

Завоеватели прошли всю Чечню, но покорить народ им не удалось - слишком много сил и времени требовалось для того, что бы разрушить всего одну башню, защищаемую горсткой людей. Со временем актуальность башен была заметно снижена, но они продолжали оставаться для чеченцев символом народа, связующим звеном современных поколений с его тысячелетней историей. В 1944 году это звено попытались разорвать советские каратели. Башни стали взрывать по всей Чечни. Тысячи были разрушены либо полностью, либо на половину. Но и взрывать башни было далеко не просто. Килограммы динамита не всегда могли разрушить то, что было создано века назад. Сегодня же, башни разрушают, обстреливая их артиллерийскими снарядами и авиационными бомбами.

 

Следующим шагом стало осквернение чеченских могил. В период выселения чеченцев, могильные плиты повсеместно выкорчевывались. Ими мостили улицы, из них делали мосты, тротуары. Именно поэтому, у многих чеченцев выработалась привычка не наступать на бордюр тротуара. Ненависть к чеченцам была столь сильна, что из этого "материала" были даже построены свинарники. И только спустя несколько десятилетий, эти "новостройки" стали разбирать.

 

Ситуация не изменилась и сейчас. На фотографиях - родовая башня тейпа Чинхо, возле одноименного селения. Датируется она приблизительно XVII веком. Первая фотография сделана 20 декабря 2001 года. Вторая - 25 декабря того же года. Башня была обстреляна из танков, при прохождении российской военной колонны.

 

С.Даудов

“Chechen Times”