Ирак. Кто следующий?

1 февраля 2003 в 07:18
Ирак. Кто следующий?
Неправильно было бы полагать, что горячая каша мировой напряженности заваривается из-за одной отдельно взятой страны и ее кому-то не угодного лидера. Вся история человечества служит подтверждением того, что проблемы одной конкретной страны суть лишь повод для решения проблем более общих, глобальных, причем решение их в интересах совершенно определенных. Современность в этом смысле, увы, не исключение.

Ситуация вокруг Ирака… Интересно, что впервые идею отстранения Саддама Хуссейна от власти озвучил еще в 1996 году тогдашний израильский премьер Нетаньяху, назвав ее главной стратегической задачей Израиля. Шесть лет спустя к главной стратегической цели сионистского государства активно устремилась страна, весьма отдаленная от нее географически, а именно Соединенные Штаты Америки в лице своего высшего политического руководства.

Причина понятна: США сегодня - империя, а империи соответственные амбиции и потребности. Первая из них геополитическая: Америке во что бы то ни стало необходимо господство на Ближнем Востоке, который пока в основном находится под влиянием друзей-соперников США - Великобритании и Франции, установившемся в регионе еще по окончании первой мировой войны. Вторая потребность - установление единоличного контроля над мировыми нефтяными ресурсами. Сейчас это едва ли не важнейшая задача США.

Сегодня для Вашингтона стал несколько затруднительным контроль над аравийской нефтью. Монархии полуострова, несмотря на все тесные связи с США, - все-таки государства исламские, шариатские и в нынешней ситуации не могут быть для Штатов полноценными союзниками. Позиция Ирана известна. Остается один выход - Ирак, в котором любой ценой необходимо посадить послушный режим.

Таковой уже создается. На роль иракского Карзая претендует лидер оппозиционного Национального конгресса Ирака Ахмад Чалаби, известный своими связями с вашингтонскими ястребами типа вице-президента Дика Чейни и министра обороны Дональда Рамсфилда. Мозговой трест тоже имеется - Центр глобальных изучений в области энергетики под руководством Фадиля Чалаби - перешедшего в оппозицию бывшего министра нефтедобычи Ирака. По данным этого центра, разведанные запасы иракской нефти превышают аравийские. И выведение на первые роли в мировом нефтяном бизнесе послушного Вашингтону Ирака нанесет серьезный удар по позициям аравийских государств и ОПЕК в целом, организации, в определенной мере сдерживающей сегодня экономический глобализм США.

И третий аспект. Война не закончится в Багдаде. Это утверждение авторитетного американского специалиста по Среднему Востоку, директора Американского предпринимательского института Майкла Лидина, в свое время участвовавшего в скандальной афере Иран-контрас. Действительно, контроль над Ираком означает также обретение плацдарма для удара по «террористическим» Ирану и Сирии. Американские стратеги уже сегодня планируют, что послушный им режим в Ираке значительно расширит демилитаризованную зону на севере страны, что должно обезопасить Израиль от возможных ракетных ударов, а также укрепить геополитические связи между Турцией, Израилем. Но и эта стратегия была озвучена... опять-таки израильским премьером Шароном, заявившим в интервью английской газете «Таймс», что США после захвата Багдада должны сосредоточить усилия на Иране. Сигнал принят...

Очевидно, что с цветами и фанфарами американцев не ждут ни в Багдаде, ни в Тегеране, ни в Дамаске. Демократические коалиции на Ближнем Востоке, типа альянса Израиль-Турция-Иордания, существуют, хвала Всевышнему, пока только в умах американских аналитиков. Но каковы реальные возможности исламской солидарности перед лицом внешней агрессии?

Довольно слабые. Например, международная Организация Исламская Конференция, призванная объединить в международных отношениях страны, где большинство населения исповедует Ислам, сегодня вряд ли может служить влиятельным инструментом мусульманской международной политики. Так, согласно ее уставу, обязательную юридическую силу для государств-членов имеют лишь решения по протокольным вопросам. В силу в том числе и этого обстоятельства, дипломатия и внешняя политика исламского мира далеко не едина. Саудовская Аравия объявила, что она не снизит объемы добычи нефти в случае войны, тем самым не допустив обвала цен на черное золото. Иордания недавно заявила, что она не поддержит возможную агрессию. И многим очевидно, что возможная война станет для арабского и мусульманского мира своего рода моментом истины и самым серьезным испытанием в новейшей истории..

Валерий Емельянов, «Все об Исламе»

Источник - Ислам.ру
www.islam.ru