Политическая работорговля

18 февраля 2003 в 00:48
Политическая работорговля
Расхожая среди грузин фраза о том, что все главные дела в Грузии делаются ночью, как нельзя лучше характеризует ситуацию вокруг судебного процесса над тремя гражданами ЧРИ. Каждый раз, когда судебные слушания близятся к развязке, появляются какие-то неожиданные детали и все начинается заново. Наиглавнейший же аргумент защиты, указывающий на отсутствие фактического ходатайства с российской стороны, что в принципе исключает дальнейшее рассмотрение дела по экстрадиции, судьи упорно не желают воспринимать.

Три дня продолжался судебный процесс на прошлой неделе. Во вторник уже всем казалось, что для освобождения задержанных с правовых позиций не осталось никаких проблем. В прошлый четверг все ожидали окончательного решения. Но вместо этого судья отклонил внесенное накануне адвокатом ходатайство о приостановлении дела и представил стороне обвинения возможность предоставить суду дополнительные сведения. Что уже само по себе показывает несостоятельность обвинения, которое пыталось экстрадировать чеченцев несколько месяцев назад, утверждая, что в распоряжении прокуратуры якобы есть все необходимые для этого документы от российской стороны. Сегодня же выясняется, что это ложь. Таких документов нет. И судья откладывает слушания, что бы генпрокуратура все же представила хотя бы, что-то похожее на такие документы.

Защита восприняла это решение суда, как предвзятое нежелание закончить дело. Ни о каких реальных дополнительных сведениях, могущих задержать немедленного освобождения чеченцев, не может быть и речи. Их просто не существует. Даже апелляция прокурора к откровенным шпаргалкам, поступившим из российского северокавказского управления и некоего следователя МВД, происходит крайне непрофессионально или откровенно предвзято.

Дело в том, что до сих пор в деле фигурировало одно постановление об установлении личности задержанных. Сейчас же вдруг решили приобщить в качестве главного аргумента, высланный через месяц после первого постановления новый документ. Произошла эта циничная выходка стороны обвинения в минувший четверг. В результате слушание отложили до понедельника.

Возмущенный таким поворот дела один из представителей защиты в крайней эмоциональной форме вопрошал судей – «Я больше, чем кто-либо хочу, что бы в этой стране суд был справедливым, а Грузия цивилизованным и сильным государством. Но, если людей будут судить не на основании фактов, а опираясь на формулировку «экстрадировать на основании ранее достигнутой договоренности» - мы рискуем попасть в европейский суд за соучастия в геноциде чеченского народа».

Сама эта формулировка, которой оперирует грузинская генпрокуратура, абсолютный нонсенс. Кто, с кем и когда договаривался обменять живых людей на какие-то уступки в чем-то? И какое право имеет, кто бы он ни был, торговать людьми в обмен на какие-то договоренности вместо закона и права?

Все это похоже на политическую работорговлю. Судьи закрывают глаза и на то, что генпрокуратура Грузии ставит себя в крайне унизительную ситуацию, выражая готовность выполнять прихоти никому не известных рядовых российских следователей из какого-то непонятного регионального управления. Ведь в любом правовом деле, тем более в таком, помимо соблюдения ранга, необходимо строго выполнять и элементарные требования юриспруденции.

Но перипетии сфальсифицированного судебного разбирательства не заканчиваются и на этом. На заседание суда в понедельник был приглашен эксперт из министерства юстиции Грузии, который должен был идентифицировать фотографии задержанных. И опять множество вопросов. Снимки, присланные русскими, сделаны с помощью сканеров и пропущены через принтеры, увеличены и неразборчивы. На вопрос дотошных журналистов, кто первоначально их делал, были ли они присланы из России или же до этого фото были высланы из Грузии, эксперт Минюста Грузии так и не ответил.


Суд отложили до неопределенного срока. По словам эксперта, для завершения идентификации все дела перейдут в ведомство юстиции, и на это уйдет от 10 до 15 дней.

Вся пикантность ситуации для грузинский стороны  заключается в том, что исход судебного процесса в пользу чеченцев создаст прецедент и потянет за собой целую цепь неприятных не только для Москвы, но и для Тбилиси проблем. В частности. сразу возникнет вопрос – на каком правовом основании в прошлом году президент Шеварднадзе сдал на заклание российским садистам пятерых чеченцев в аккурат ко дню рождения Путина перед своей встречей с ним в Кишиневе?

В центре этого откровенного беспредела, с самого начала организованного генпрокурорами России и Грузии, оказались судебные органы последней. Насколько достойно им удастся выйти из ситуации, покажет время. А пока все идет по кругу.

Дата Туташхиа, Тбилиси.
Специально для «Кавказ-Центра»