Это не агитация, это - шантаж

Это не агитация, это - шантаж
За несколько дней до референдума в Чечне наглядно-агитационная кампания стала носить характер неприкрытой агрессии
       
Повсюду на улицах, на развалинах домов, по-над дорогами развешаны красочные плакаты, устанавливаются все новые рекламные щиты. Устрашающие надписи на них… нет, это не агитация, это – шантаж. «Не примем Конституцию — не закончится антитеррористическая операция», «Судьбу чеченского народа решает референдум», «Только референдум может привести Чечню к миру».
       Чечня завалена всевозможной печатной продукцией с текстами Конституции и законов о выборах президента и парламента. Только вопреки заверениям властей распространяются они отнюдь не бесплатно, а продаются на грозненских рынках и в газетных ларьках.
       Однако если большинство чеченцев все же относительно свободны в своем решении, читать или нет всю эту предвыборную макулатуру, то вот местным учителям этот вопрос даже не задали. С очередной и без того мизерной зарплаты у них удержали по 15 рублей, а взамен выдали брошюры с Конституцией и настоятельно рекомендовали проводить среди детей агитационно-разъяснительную работу. Мало того, в некоторых школах Урус-Мартановского, Шалинского, Веденского районов республики, а также в школах чеченской столицы учителям не выплатили полагающиеся им ежемесячно 100 рублей на методические пособия и литературу. Эти деньги также удержали с туманными намеками на нужды референдума.
       Последняя неделя перед плебисцитом началась в Чечне боестолкновением в Шалинском районе. И по странной иронии с обращениями к чеченскому народу в телеэфире одновременно появились Путин и Масхадов. Правда, на разных частотах.
       У блокпоста «Кавказ» на административной границе Чечни и Ингушетии появились многокилометровые пробки. Давно уже ходили слухи, что накануне референдума федералы будут «закручивать гайки», а боевики — нападать на федералов. И народ очередной раз взял курс в сторону Ингушетии.
       В минувшие выходные я провела небольшое социологическое исследование на улицах Грозного. 26 из 30 прохожих никогда не читали, не собирались читать и в глаза не видели проект Конституции. Трое держали его в руках и даже бегло просмотрели. А один — учитель математики — прочитал шесть первых страниц брошюры.
       Республиканское телевидение каждый вечер крутит ролик следующего содержания. Мальчишка, лет девяти, неосторожно признается: его родители голосовать не собираются. Бедный, бедный мальчик… Его долго отчитывают и журят за отсутствие политической и гражданской ответственности… у его родителей. Несколько утомительных минут (как это долго для эфира!) нравоучений — и ребенок, с трудом выговаривающий слово «референдум», все же обещает уговорить маму с папой.
       Они пойдут на референдум!
       Куда им деваться?
       
Майнат АБДУЛАЕВА
Новая Газета