Паранойя «made in USA»

Паранойя «made in USA»
В документальном фильме «Боулинг для Колумбины» американский режиссер-документалист Майкл Мур показывает Штаты как цивилизацию, воспитанную на терроре и выросшую в атмосфере сумасшествия, насаждаемого средствами массовой информации.

Сыграв партию в боулинг двое подростков, вооруженных огнестрельным оружием, вошли в одну из школ городка Колумбина (штат Колорадо) и открыли пальбу. Они стреляли до тех пор, пока не убили 11 учеников и одного преподавателя. После этого, используя то же самое оружие, оба подростка пустили себе по пуле в голову. Событие произошло 20 апреля 1999 года - в этот же день войска НАТО разбомбили в Белграде одну из школ и больницу, определив результат неточного попадания ракет как второстепенные потери. Американская пресса заявила, что события в Колумбине стали результатом тлетворного влияния, которое на неокрепшее сознание подростков оказывают телевидение, видеоигры и такие зловещие рок-музыканты, как Мерлин Менсон (Merlin Manson). Но ни одно из средств массовой информации не вспомнило тогда, что большая часть вооружений НАТО, использованных для проведения 25000 бомбардировок Косово, была изготовлена на оружейном заводе в Литлтоне, всего в нескольких километрах от Колумбины. В тот момент все забыли, что каждую ночь через центр этого мирного городка проезжают вереницы трэйлеров, нагруженных оружием. Именно об этих странных совпадениях и говорит в своем «Боулинге для Колумбины» Майкл Мур. В придуманной Муром модели создания документального кино «Я» героя помещается в пространство событий, чтобы таким образом можно было разглядеть все уловки реальности и спровоцировать ее.

Мур воспринимает свою страну как цивилизацию, воспитанную в страхе. Этот страх трансформировался в боязнь нападения в любой форме, стал своеобразной коллективной паранойей, охватившей все американское общество, одержимое соблюдением личной и национальной безопасности. И этим болезненным ощущениям удалось, в конце концов, подорвать все устои свободы. А пищу для поддержания этого сумасшествия постоянно дает телевидение и пресса. Паранойя, охватившая сегодня все Соединенные Штаты, воспринимается Муром как болезнь, которую он, не раздумывая, вскрывает. И при этом Мур осознает насколько противоречивые чувства рождаются от ощущения себя американцем.

В свой «Боулинг для Колумбины» Мур включает эпизод из мультсериала «South Park», персонажи которого рассказывают историю США и их оружия. С того самого времени, как Соединенные Штаты перестали довольствоваться ролью простой нации и пожелали превратиться в империю, параноидальная страсть к оружию превратилась во вселенский крестовый поход за обеспечение собственного превосходства, поддержание политических привилегий и укрепление экономического господства. И одним из ключевых моментов этого крестового похода было производство оружия. В одной из сцен фильма Мур спрашивает группу простых американцев, существует ли, по их мнению, определенная связь между повсеместным распространением огнестрельного оружия внутри Соединенных Штатов и применением ракет для разрешения международных конфликтов. Большинство опрошенных никакой зависимости не наблюдают. Для большинства американцев убийства с применением огнестрельного оружия являются результатом пагубного влияния аудиовизуального насилия, а бомбы на вооружении американской армии - это гарант безопасности их страны. Стало очевидным, что простых американцев невозможно заставить понять наличие связи между насилием внутри и вне страны. Подобные выводы показывают, что большинство из них будет не в состоянии уяснить для себя, что черты сумасшествия, толкнувшего подростков устроить в Колумбине бойню, не настолько уж отличаются от дипломатического слабоумия, заставившего Джорджа Буша-младшего (George Bush jr.) и его приспешников воспользоваться подозрениями для оправдания войны против Ирака.

В самом начале «Боулинга для Колумбины» Майкл Мур приводит следующий реальный факт: ежегодно в Соединенных Штатах 11000 человек погибает от огнестрельных ранений. В стране существует больше единиц огнестрельного оружия, чем телевизоров. Продажа оружия дошла до таких крайностей, что теперь ружье можно купить в любом отделении банка, обменивая его на чеки этой самой финансовой организации. На протяжении всего фильма режиссер ставит перед американцами вопросы, ответы на которые можно получить лишь с помощью провокации. Вместе с подростками, оставшимися в живых после бойни в Колумбине, он отправляется на фабрику по разработке различных видов оружия, где пытается добиться встречи с руководителями предприятия. После этого Мур отправляется в шикарный особняк Чарльтона Хестона (Charlton Heston), возглавляющего Национальную Стрелковую Ассоциацию, чтобы задать ему вопрос, почему эта организация проводит акции протеста в тех местах, где произошли перестрелки с применением огнестрельного оружия. Муру прекрасно известно, что страдающие паранойей в состоянии разговаривать, лишь когда их провоцируют, когда бередят их раны. Владельцы фабрики по производству огнестрельного оружия предпочли остаться в тени, а Чарльтон Хестон прямо перед камерами произнес пламенную речь - возможно, лучшую и самую правдивую из сыгранных им в кино ролей («10 заповедей», «Бен-Гур», «Кошки против собак», «Планета обезьян» - прим. пер.).

«Боулинг для Колумбины» действует как изысканная провокация, так как в наше время, когда любое изображение вызывает подозрение, контринформацию можно получить лишь с помощью провокации. И не стоит задаваться вопросом, плохой это фильм или хороший: «Боулинг для Колумбины» - прекрасная фабула, помогающая понять происходящее вокруг. Фильм, который надо обязательно посмотреть.

«La Vanguardia», ИноСМИ.ру
www.inosmi.ru