Почему американские солдаты удивляются, что по ним стреляют

Почему американские солдаты удивляются, что по ним стреляют

Война длится уже две недели, и, судя по заявлениям некоторых военных, сделанным еще в январе, должна уже была закончится. Однако этого не происходит, и даже в Америке слышно ворчливое недоумение по поводу происходящего. На прошлой неделе это ворчание вызвало странное заявление генерал-лейтенанта Вильяма Уалласа, сказавшего на полном серьезе следующее: «Это не та война, в которую мы играли». Имеется в виду, что военные игры, проведенные в прошлом году в штатах Калифорния и Невада для подготовки войск к войне именно в Ираке, совершенно не соответствовали тому, с чем действительно столкнулись американские войска в настоящем Ираке (а не в некой «Красной Силе», как назывался игрушечный противник, расположенный в спокойных холмах и горах Невады).

 

Судя по реакции прессы, война представлялась американцам игрой с дорогими игрушками. Когда армейский сержант, раненный на поле битвы в Ираке, считает нужным сообщить CNN о том, что он «подумал, что он умрет» (CNN, от 27 марта, а сама заметка называется «Раненные солдаты говорят, что удивлены сопротивлению»), становится ясно, что дотоле простая мысль, что война — детям не игрушка, американцам в голову не приходила.

 

Американская пресса очень любит зацикливаться на себе, особенно в кризисные моменты. Но на этой войне дело дошло до крайностей, когда телеведущие сидят, смотря на мелькающие ракеты на своем экране, и обсуждают в прямом эфире, какое им удачное попалось изображение: «О-о-о, какой громкий звук», восклицает ведущий Дэн Рэдер из CBS News. Или начинает спокойным, умиленным голосом цитировать американский гимн: «Красно светящие ракеты, бомбы взрываются в воздухе…», только на сей раз прибавляя к классическим словам для ясности: "Ночь в Багдаде". По CNN же, сидя в такой же позе и смотря очередной блокбастер с фронта, ведущие поясняют зрителям: «Потрясающие вещи!», «оторваться нельзя», или «кадры говорят за себя».

 

Почему этот цирк творится на ведущих мировых телеканалах, которые ранее завоевали новостное пространство своим отменным освещением именно военных конфликтов? Журнал National Post в статье «Телеведущие воюют сами с собой» предполагает, что каналы, лишенные военной цензурой возможности вызывать "шок и трепет", и, голодая по трансляциям, которые повысят рейтинги, прибегают к такой саморефлексии. Похоже, это действительно так. В последнем номере журнала Time приводятся слова Тони Блэра в ответ на трансляцию "Аль Джазирой" фотографий убитых солдат: «Это (трансляция) — жестокое действие». А сама статья посвящена именно тому табу на кровавые изображения, все шире распространяющемся на телевидении, — с одной стороны, в этом табу задействовано пресловутое privacy, защищающие личность военнослужащих, а с другой — строгий контроль над степенью насилия, которое можно показывать публично (статья называлась "Война детям до шестнадцати" — "The PG-rated War").

 

Искреннее удивление сопротивлению, ранению и смерти у воюющих вызвано у них именно запретом на демонстрацию реалистических сцен насилия, которых не показывают по телевидению, но которых невозможно избежать в войне. А для CNN, которая не имеет права показывать кровь, откровенные признания солдат удовлетворяют все неудовлетворенные вуаеристские потребности, а главное, повышают рейтинги.

 

Другое обстоятельство — информационная победа телеканала "Аль Джазира" произошла именно в результате соблюдения со стороны CNN "правил журналистской этики". А эта победа арабского телеканала сама по себе несет важнейшие последствия, как и в информационном, так и в реальном мире. Ведь "Аль Джазира" доступна везде, и если тебе нужна горячая информация, а CNN тебе ее не дает, то ты будешь смотреть передачи арабов.

 

Слава CNN, приобретенная телеканалом в 1991-ом году, когда новейшая — на тот момент — информационная технология позволила именно ему выйти на первое место в освещении той войны и остаться на нем вплоть до 11 сентября 2001 года, угасла в тот момент, когда решающим фактором стала не доступность информации, а способность сообщать все, не постеснявшись.

 

Сейчас американцы это поняли. Умеренный, консервативный журнал Reason пишет в статье от 23 марта, что изображения, показанные по "Аль Джазире", — "самые шокирующие, что когда-либо были показаны по телевидению". Образы расстрелянных на поле войны солдат, видимо, столь страшны для руководства стран коалиции, что они называют действия "Аль Джазиры" "военными преступлениями", ссылаясь на правила, установленные Женевской конвенцией. А австралийское государство и вовсе попросило австралийские СМИ не передавать картинки с этого телеканала. Но они, как и следовало ожидать, не послушались. Тем не менее и многие представители СМИ сочли нужным высказаться против такой "порнографии": президент телеканала ABC News заявил, что "в таких изображениях нет никакой новостной ценности".

 

Он не прав — если бы это было так, то арабская сторона благодаря именно "Аль Джазире" не выигрывала пропагандистскую войну, а США ее не проигрывали, благодаря своему CNN. Ведь доступность информации и готовность "Аль Джазиры" показывать то, что другие показывать стесняются, делает военную цензуру бесполезной. Когда жалкие попытки СNN ее как-то соблюдать сталкиваются с трансляциями на других, более смелых каналах, то создается впечатление из-за общего сумбура, будто США пытаются скрыть то, что они проигрывают войну. Так это или нет стало как-то второстепенно — все видят, что Америка прячет глаза и сердится, а значит — не права.

 

Консерватор