Ирак и Южный Кавказ

Ирак и Южный Кавказ

В Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне состоялся семинар на тему «Как война в Ираке отразится на Кавказском регионе?», сообщает радиостанция «Голос Америки».

Ирак занимает стратегическое положение и исход войны возглавляемой Соединенными Штатами коалиции против Ирака может оказать большое влияние не только на соседние с ним страны, но на целые регионы. Степень поддержки войны со стороны стран южного кавказского региона варьируется от безусловной поддержки до молчаливого одобрения. Россия и Иран ясно высказались против войны, а турецкий парламент отказал Соединенным Штатам в размещении войск на своей территории.

Как действия и политика этих государств отразятся на странах южного Кавказского региона? Эти вопросы обсуждали на семинаре сотрудник политического отдела Государственного департамента Соединенных Штатов Филип Ремлер, один из ведущих специалистов по Армении и Кавказскому региону Ричард Гирагосян и Джейхан Моллазадэ, президент американо-азербайджанского Совета по деловым связям.

Филип Ремлер заметил, что пока ведется война, было бы преждевременно говорить о том, как ее последствия отразятся на Грузии. Он считает, что исход войны в Ираке прежде всего может отразиться на грузино-российских отношениях, поскольку Россия была категорически против войны, а Грузия, поддерживая стратегические связи с Соединенными Штатами, разделяет американскую позицию.

Говоря о российско-грузинских отношениях на данный момент, Ремлер пояснил, что одной из главных точек преткновения является Чечня - в частности, скопление чеченских отрядов в Панкисском ущелье. Россия публично заявила, что Грузия оказывает поддержку ее врагу. Как возмездие за то, что Грузия в 99 году отказала России в размещении войска на грузинской территории с целью нападения на Чечню с юга, Россия ввела контроль на выдачу виз. Грузия назвала это попыткой разрушить грузинскую экономику. Напомнил он и о перебоях с поставками природного газа. Таких примеров довольно много и, по мнению сотрудник политического отдела Государственного департамента, они свидетельствуют о значительных трениях в грузинско-российских отношениях.

«Соединенные Штаты понимают степень натянутости в отношениях между этими двумя странами, - продолжал Ремлер. - Грузия и Россия - друзья Соединенных Штатов. Мы пытаемся добиться снижения уровня натянутости этих трений. Мы поддерживали усилия в направлении смягчения напряженности в российско-грузинских отношениях, вызванной войной в Чечне. Мы поддерживали усилия ОБСЕ в наблюдении за пограничными районами обеих стран, чтобы снизить уровень нарушений обеими сторонами пограничной миссии».

Филип Ремлер отметил далее, что после событий 11 сентября Соединенные Штаты начали подготовку грузинских солдат и поставили необходимое военное снаряжение, чтобы грузинские войска могли осуществлять полный контроль над Панкисским ущельем. Соединенные Штаты призвали российские и грузинские пограничные власти действовать сообща, чтобы закрыть границу для проникновения нежелательных элементов. «Обе стороны дали Соединенным Штатам знать, что это сотрудничество осуществляется», - сказал в завершение своего выступления сотрудник политического отдела государственного департамента Филип Ремлер.

«Чтобы понять политику Армении по отношению к Ираку, крайне важно понимать отношения и стратегическое партнерство Армении с Россией», - такими словами начал свое выступление Ричард Гирагосян, один из ведущих специалистов по Армении и Кавказскому региону.

Война в Ираке в значительной степени изменила геополитическую картину, также как это было после событий 11 сентября. Это отразилось на динамике американо-российского стратегического партнерства, равно как и на трансатлантических отношениях Соединенных Штатов. Несмотря на широкие глобальные последствия войны в Ираке, на Кавказе, находящемся в непосредственной близости к Ираку, как ни на одном другом регионе мира отразятся последствия войны.


«В контексте американо-российского стратегического партнерства, Кавказ может стать первой ареной возможной конфронтации между Москвой и Вашингтоном, - считает докладчик. - Ирак в этом смысле не играет большой роли, но исход войны может стать решающим фактором для положения на Кавказе, и, в широком смысле - американо-российских отношений».

Касаясь Армении, Гирагосян сравнил позицию Армении по отношению к возглавляемой Соединенными Штатами коалиции в войне с Ираком с позицией ее соседей: «В то время как Грузия решительно поддержала политику Соединенных Штатов в войне против Ирака, а Азербайджан занял несколько ограниченную позицию, Армения придерживается более осторожную и многогранной точки зрения в отношении войны в Ираке».

Ричард Гирагосян объясняет это тремя факторами: национальными интересами, а именно - значительными связями Армении с Ираком: в Багдаде и северном Ираке проживает от 20 до 25 тысяч армян. Второй - стратегический. Политика Армении по отношению Ирака как в зеркале отражает политику России, которая возражала против скоропостижной войны и настаивала на продолжении мер, предпринимаемых ООН. Третий и самый важный фактор политики Армении в отношении войны в Ираке - комбинация национальных и стратегических интересов. Это предполагает боязнь возможного турецкого вторжения в северный Ирак и, исходя из исторических факторов - занятия Турцией более агрессивной политики по отношению к Армении и Нагорному Карабаху.

«Все эти факторы оказывают влияние на то, как Армения вырабатывает некоторые аспекты своей внешней политики», - резюмировал Ричард Гирагосян.

Джейхан Моллазадэ, президент американо-азербайджанского Совета по деловым связям, говорил о позиции Азербайджана. «Соединенным Штатам, - считает он, - поддержка Азербайджана нужна больше, чем поддержка Армении и Грузии, поскольку Азербайджан - единственная мусульманская страна из всех стран южного Кавказского региона, а США заинтересованы в создании как можно более широкой коалиции в усилиях свергнуть режим Саддама Хуссейна».

В этой связи Джейхан Моллазаде отметил, что во время обсуждения в Совете безопасности ООН позиции по Ираку, а в Вашингтоне - политики Белого Дома в отношении своих европейских союзников, из всех лидеров стран южного Кавказского региона президент Буш пригласил в Белый дом только президента Азербайджана Гейдара Алиева.

Докладчик отметил факты сотрудничества с Соединенными Штатами. В частности, во время войны в Афганистане азербайджанское правительство позволило американским военным самолетам совершать посадку в бакинском аэропорту для дозаправки горючим по пути в Центральную Азию, а после событий 11 сентября Азербайджан без промедления осудил акты террора и присоединился к анти-террористической коалиции.

В отношении того, как последствия войны в Ираке могут отразиться на американо-азербайджанских отношениях, Джейхан Моллазаде сказал, что Азербайджан поддерживает стремление Соединенных Штатов лишить оружия массового поражения страны, которые президент Буш назвал «осью зла».

«Азербайджан не знает, какие цели ставят Соединенные Штаты в отношении Ирана после завершения войны в Ираке», - сказал в заключение своего доклада Джейхан Маллазаде, но высказал уверенность в том, что Азербайджан будет играть важную роль для американской разведки с целью наблюдения за развитием событий в Иране и оказания поддержки демократическим (антиправительственным, ред.К-Ц) силам.

Отдел сотрудничества и СМИ,

«Кавказ-Центр»