Оставшихся чеченцев решено не выдавать

Оставшихся чеченцев решено не выдавать

Близится к завершению одна из самых сложных и взрывоопасных страниц истории чеченско-грузинских взаимоотношений последних лет, связанная с бесконечными судебными процессами над тринадцатью чеченцами, оказавшимися на территории этого суверенного кавказского государства в поисках убежища в конце лета прошлого года.

Пятеро из них стали жертвой постыдного политического торга Путина и Шеварднадзе, вопреки требованиям всех международных норм и элементарных правил человеческих отношений.

Четвертого апреля Генпрокуратура Грузии приняла решение отложить на неопределенное время процесс экстрадиции в Россию троих членов этой группы - Адлана  Усманова, Руслана Мержоева и Хусейна Хаджаева. Они, пока, будут находиться в тюрьме в Грузии за «незаконное пересечение границы с оружием в руках». За это «преступление» предусматривается срок до 10 лет заключения.

В понедельник и вторник прошли заключительные слушания в суде по делу еще двух человек, кистинцев, граждан Грузии - Георгия Куштанашвили и Робизона Маргошвили. Еще в понедельник казалось, что судебный процесс, как и в предыдущем случае, так же будет затянут и далеко не в пользу кистинцев. Несмотря на то, что грузинское правосудие не предусматривает выдачу ее граждан другому государству, Россия самым  циничным образом пыталась требовать выдачи обоих граждан Грузии по той же фальшивой мотивировке, что и в отношении чеченских беженцев.

В ходе судебного разбирательства обвинение потребовало для двух кистинцев четыре года лишения свободы. Защита, в свою очередь, настаивала на отсутствии достаточной доказательной базы и требовала немедленного освобождения кистинцев из-под стражи.

Во вторник заседание суда началось в 12 часов дня. Адвокаты кистинцев Рамаз  Маградзе и Каха Арабидзе заявили корреспонденту «Кавказ-Центра», что в деле нет даже протокола задержания о наличия у подследственных оружия. Более того, эти люди, как выяснилось в ходе разбирательства, не могут являться нарушителями границы. Они помогали  местным чабанам пасти скот.

Крайнее возмущение такой ситуацией, назвав действие властей издевательством над гражданами Грузии, высказал корреспонденту «Кавказ-центра» руководитель Генерального представительства ЧРИ в Грузии Хизри Алдамов. По его мнению, грузинское правосудие все это время недостойно заигрывало с Москвой, стараясь угодить ей любой ценой.

Итогом судебного процесса в окружном суде города Тбилиси во вторник стало освобождение подследственных из-под стражи прямо в зале суда.

Такой поворот событий был воспринят присутствующими с удовлетворением. Неудовлетворенной стороной выглядела лишь генпрокуратура Грузии, которая тут же заявила о своем намерении подать апелляцию в Верховный суд страны. Но, по мнению местных наблюдателей и юристов, это вряд ли уже изменит, что-либо.

До сих пор остается неопределенной судьба трех чеченцев - Гелогаева, Алханова и Эльхаджиева, протест по делу которых уже поступил в Верховный суд Грузии. Двое из них решением районного суда подлежали экстрадиции в Россию, а один должен был отбывать наказание в Грузии.

Неудовлетворенные стороны - и защита, и обвинение - подали апелляцию. Окончательное судебное заседание по этому делу, как сообщили достоверные источники, состоится 10 апреля.

О степени напряженности ситуации вокруг скандальных судебных разбирательств, свидетельствует тот факт, что родные и близкие «подследственных» буквально доведены до истощения.

Резко ухудшилось здоровье Миланы Хануевой, которая не выдержала психологических издевательств. Узнав 4 апреля, что ее сын оказался среди тех, кого Грузия, в конце-концов, отказалась экстрадировать, она потеряла сознание в зале суда. Прибывшие врачи констатировал критическое состояние здоровье женщины.


Все эти месяцы Милана одинаково переживала как за своего сына, так и за всех чеченцев, которым угрожала экстрадиция. Помогала, чем могла. Плотная, заметная, в хиджабе, ее фотография облетели многие СМИ. Она стала олицетворением матери всех тех, кто ожидал своей участи в грузинских тюрьмах.

Теперь Милана со страхом ожидает 10 апреля, когда по делу ее сына и его товарищей Верховным судом Грузии будет оглашено окончательное решение.

В ожидании и весь чеченский народ, и грузинская общественность, которая чувствует ответственность момента. Речь не столько о судьбе конкретных людей, сколько о будущем двух народов, претендующих на свободу и независимость.

А свободные народы не могут позволить себе идти на поводу у тех, кто сам, не освободившись от рабства, пытается поработить других.

Дата Туташхиа, Тбилиси.

Для «Кавказ-Центра»