Государственная власть Чечни

Государственная власть Чечни

Личную охрану Ахмада Кадырова, президента переходного периода, упрекают в истязаниях людей в тайной тюрьме

Милиционер Юсупов относится к своей работе серьезно. "Я увидел, как несколько человек в форме избивали на рынке какого-то мужчину, как собаку", - говорит чеченец. - И я поспешил ему на помощь". Юсупова, на котором была милицейская форма, сбили с ног. Через несколько часов 20-летний милиционер очнулся в камере вместе с жертвой той драки. 43-летний Абдул Бачаев из Аргуна был избит так, что нуждался в медицинской помощи. "Несколько человек в форме избивали его палками. Они хотели, чтобы он подписал заявление, будто с ним ничего не произошло, рассказывал позже Юсупов. - Они грозились отдать его в руки ФСБ. Тогда, как сказали они, ты уже не жилец".

Позже к ним подошел другой человек и сказал: "Я Рамзан Кадыров. Мои люди олицетворяют здесь закон". Юсупов понимал, куда он попал – в подразделение личной охраны Ахмада Кадырова, исполняющего обязанности президента Чечни. Сын Кадырова стоит во главе личной охраны первого человека республики.

Штаб-квартира подразделения, насчитывающего несколько сотен человек, находится в Центерое, на родине Кадырова. Там он содержит тюрьму, куда в заключение попал милиционер Юсупов и где он и его сосед по камере подверглись жестокому обращению. "В одном из домов главы республики находится неофициальная тюрьма, где они пытают людей и избивают их до полусмерти, - говорит один чеченец в Аргуне. - И этот человек хочет быть нашим следующим президентом?" Один высокопоставленный член чеченской администрации пошел еще дальше. Он рассказывает, что подразделение Кадырова – это эскадрон смерти. Он похищает и убивает настоящих или предполагаемых боевиков: "Люди Кадырова давно вышли из под контроля". В грозненском отделении независимой российской правозащитной организации "Мемориал" тоже знают о похищениях людей, осуществляемых милиционерами Кадырова. Жертв, как сказала одна из сотрудниц этой организации, больше никто и никогда не видел.

Слухи о тюрьме Кадырова ходят уже давно. "Новая газета" писала, что люди там содержатся без ордера на арест. Однако свидетели до сих пор не найдены. Российская газета также хочет знать о настоящем концлагере кадыровского подразделения под Грозным. Тяжелое обвинение, ведь в Чечне изо дня в день исчезают люди, а потом их изувеченные трупы внезапно появляются на обочинах дорог. Наблюдатели полагают, что некоторые из этих убийств – на совести людей Кадырова.

Вряд ли в Москве не известно о действиях этой команды. Во-первых, маленькая армия Кадырова – это место сосредоточения бывших боевиков. Тот, кто сложил оружие, получает своего рода индульгенцию и с ней – право служить в милиции главы республики. Во-вторых, подозрительное формирование тренирует, по данным российского телевидения, ГРУ, московская военная разведка. Телеканал ОРТ, близкий к государству, показывал, как борцы Кадырова учатся управляться с пулеметами и бронебойным оружием. Начальник подразделения Рамзан Кадыров утверждает, что его люди борются за "мир, порядок, конституцию и закон".

"Ни что иное, как казарма"

Исполняющий обязанности президента Кадыров спокойно относится к обвинениям в адрес своего сына: "Мой сын – офицер министерства внутренних дел и командует спецподразделением. Он должен преследовать, задерживать или уничтожать бандитов, - сказал он нашему изданию. - Так называемая тюрьма – это ни что иное, как казарма этого спецподразделения". Но все не так просто: если бы все шло по закону, в компьютере прокуратуры Аргуна вряд ли бы существовало "Уголовное дело № 26016", возбужденное по статье 318 российского уголовного кодекса – насильственные действия в отношении милиционера Вахера Юсупова. Чеченская прокуратура все же приняла заявление избитого милиционера: соответственно, теперь она должна вести расследование в отношении личной охраны главы республики и его сына.

Сам Ахмад Кадыров – ставленник Москвы. 52-летний знаток ислама и бывший чеченский муфтий, он поначалу возглавлял временную администрацию республики. После референдума по новой конституции он стал исполняющим обязанности президента. Однако Кадыров не всегда был на российской стороне: Во время первой чеченской войны он был с боевиками, провозглашал "священную войну" против российской армии: руководство боевиков назначило бывшего комбайнера, который позже изучил ислам, муфтием. Один чеченец, который знаком с Кадыровым, вспоминает: "Сначала он призывал нас вести священную войну против русских. Теперь он сам на стороне русских, которые борются против нашего народа".

Уже перед второй чеченской войной Кадыров порвал с радикальными исламистами. Чеченский президент Аслан Масхадов осудил его как "предателя" к смерти; несколько попыток покушения потерпели неудачу.

В Москве в Кадырове тоже сомневаются. Его имя постоянно всплывает в связи с коррупционными скандалами. Например, как тогда, когда около года назад министр здравоохранения вынужден был уйти в отставку, поскольку он потратил миллионы из денег, выделенных на восстановление Чечни, якобы на ремонт больниц. Министр был воспитанником Кадырова. Тем не менее, сегодня Кадыров – самый перспективный кандидат в президенты Чечни. Выборы, согласно новой конституции, состоятся осенью – через шесть месяцев после вступления в силу основного закона. Даже если бы амбиции Кадырова были более умеренными, у него в любом случае замечательные стартовые позиции. Но чеченцы вроде милиционера Юсупова от этого не в восторге: "Мы хотим создать в Чечне законопослушное правительство, а люди главы республики арестовывают милиционеров и жестоко обращаются с ними. Ведь милиционер – это часть государственной власти".

 

Инопресса

Sueddeutsche Zeitung