Российские стервятники над Азербайджаном

Российские стервятники над Азербайджаном

После того, как во время своего выступления Гейдар Алиев схватился за сердце, над головой угасающего президента Азербайджана, стали кружить российские стервятники. Влиятельная французская газета Le Figaro на днях так и писала, что после сердечного удара случившегося с президентом Азербайджана «Москва вновь активизировалась в Азербайджане».

Хрупкость небольшой нефтеперерабатывающей страны – Азербайджана – разжигает аппетиты России, которая хочет выкроить здесь для себя место после ухода Алиева старшего. Состояние здоровья президента Азербайджана, по всей видимости, не позволит ему баллотироваться на предстоящих выборах главы государства, более того, возможна его отставка еще до окончания срока президентства, несмотря на бодрые заявления его окружения о скором выдвижение Алиева на новый президентский срок. Между тем, некоторые аналитики полагают, что старый политик уже наметил себе преемника. Теперь дело остается за малым: передать ему власть.

Сейчас, считают азербайджанские аналитики, должен решиться главный вопрос: когда Ильхам Алиев (или кто-то другой из правящей элиты) станет премьер-министром, а в будущем будет претендовать на место президента страны?

Безусловно, в нынешней ситуации преемственность власти для испытавшей шок элиты очень важна. Они прекрасно понимают, что в случае смены власти могут потерять все, поэтому сегодня предлагают различные варианты решения вопроса. Если окружению Алиева удастся законным путем передать представителю нынешней власти все полномочия главы государства, то власть еще надолго может остаться в руках правящей элиты. Такой исход мог бы отвечать интересам западных политических кругов, вложивших в Азербайджан миллионы долларов, так как, по логики запада, ослабленный авторитарный режим, всегда лучше «демократии» с хаосом.

Именно поэтому всех сегодня волнует вопрос: кто же станет преемником Г. Алиева? Понятно и то, что преемнику будет сложно заменять своего опытного предшественника до тех пор, пока не будет урегулирован карабахский конфликт. Властям придется смириться и с тем, что некоторые иностранные инвесторы больше не оказывают прежнего доверия нынешней элите, опасаясь непредсказуемых последствий во время смены власти в стране. А смена, уже неизбежна. Теперь, наблюдатели полагают, что если и впредь Азербайджан продолжит западную, антироссийскую внешнюю политику, то Москва станет более, усиленно разыгрывать различные карты, чтобы ввергнуть страну в социальный и политический хаос.

Россия, которая до сих пор держит в своей колоде соперников Алиева, в случае смуты может вновь достать их из своего рукава. Поэтому, на фоне того, о чем пишет французская пресса, приход к власти пророссийски настроенного политика уже может выглядеть закономерным.

Нет секрета в том, что внешняя политика Г. Алиева направлена на усиление связей с Западом. Алиеву за все годы своего правления удавалось лавировать между Россией, стремившейся восстановить влияние на своих бывших задворках, и Штатами, торопившихся закрепиться здесь, чтобы прильнуть к азербайджанским «нефтяным кранам». Но, как известно, в середине прошлого месяца, Г. Алиев, сделал, ставшее сенсационным заявление о вступлении Азербайджана в Североатлантический альянс. Шумиха,  поднятая в России по поводу этого, не утихает до сих пор.

Ведь, еще совсем недавно казалось, что официальный Баку так и останется при своей старой политике балансирования между Западом и Россией, даже говорилось о том, что политика азербайджанских властей скоро может стать более пророссийской, нежели прозападной, насколько это вообще возможно. И в принципе предпосылки к этому имелись: назревало начало стратегического партнерства Баку и Москвы в свете смены курса и определения заметного потепления отношений после прихода к власти в России Путина. И прошлогодние встречи на высшем уровне с подписанием всевозможных соглашений, а также показавшийся многим столь же сенсационный факт подписания в феврале нынешнего года соглашения о сотрудничестве в военной сфере с Россией, многие считали «поворот оверштагом» во внешней политике Азербайджана.

Теперь же, после заявления Алиева, все эти соглашения не стоят и выеденного яйца. Кто бы мог еще до начала иракской операции помыслить о том, что Алиев сделает-таки заявление о намерении Азербайджана вступить в НАТО? Из имеющихся фактов можно сделать несколько выводов.

Во-первых, определенное метание в смене ориентиров, скорее всего, было вызвано отсутствием уверенности в том или другом партнере, как в некоем полюсе, на который нужно ориентироваться.

 

Второй вывод напрашивается из первого: столь резкие смены настроений официального Баку вызваны неуверенностью в поддержке в периоды, как предстоящих выборов, так и во время возможной в дальнейшем передачи власти Алиева старшего – младшему.

В-третьих, можно, видимо, с большой долей уверенности сказать, что Москва своей лицемерной политикой, как и всегда, не оправдала всего спектра ожиданий официального Баку даже после тех многочисленных реверансов, которые были сделаны им в направлении Севера.

В-четвертых, все это еще раз подтверждает высказывания политиков о том, что азербайджанские власти ныне находятся под определенным и сильным прессингом, как со стороны Запада, так и со стороны России. Теперь, когда пошатнулось здоровье правителя Азербайджана, скорее, всего, надо ожидать определенных резких шагов со стороны Москвы. С Севера могут сгуститься тучи. Россия, которую обложили со всех сторон, сделает все возможное, чтобы взгромоздить на бакинский трон своего ставленника. Ведь, фактическая «потеря» Прибалтийских республик, в дальнейшем Украины, Грузии, а теперь еще и Азербайджана, уже замыкает «Североатлантическую» дугу вокруг просоветской России.

Несомненно, новая Антанта видит попытки Путина реанимировать посткоммунистическое чудовище, и надо ожидать, что в ближайшее время она захочет взять реванш за поражение в начале прошлого века, и указать место правопреемнице СССР, пытающейся восстановиться в прежних границах Совдепии.

Ахмад Ичкерийский, Союз Кавказских Журналистов.

Специально для «Кавказ-Центра»