США играют свою игру на Каспии

США играют свою игру на Каспии

На фоне беспрецедентного по своим масштабам выступления иранских студентов против властей, международные наблюдатели все чаще задаются вопросом – какую тактику устранения режима иранских аятолл в Тегеране выберут США. В этой связи многие комментаторы указывают на то самым последним коварным приемом против Тегерана может оказаться попытка разжечь страсти в наиболее активной в политическом отношении части Ирана – Азербайджане. Об этом, в частности, пишет в издание The Daily Star Уильям Бимэн – директор кафедры ближневосточных исследований Университета Браун, автор книги «Язык, гражданское состояние и власть в Иране» и двух готовящихся к выходу в свет книг «Лживые демоны: Культурные препятствия на пути понимания между США и Ираном» и «Ирак: Государство в поиске нации»..

По данным автора аналитической статьи в Daily Star, официальные лица американской администрации проводят тайные консультации с Махмудом Али Чехрегани, главой Движения национального пробуждения Южного Азербайджана, действующего на территории Ирана.

И хотя, по данным другого издания The Washington Times, представители министерства обороны США и подчеркивают, что данные встречи не направлены на поддержку или подталкивание к смене правительства в Иране, в такие заверения поверить трудно.

Ни для кого не секрет, что администрация Буша хотела бы «смены режима» в Иране. Тем не менее, военные специалисты понимают, что вторжение в эту страну по типу иракского, т.е. военный конфликт в случае с иранской армией довольно опасен. В этой связи, наиболее приемлемой стратегией Белого дома будет попытка отыскать местное движение сопротивления и обеспечить его финансовой и возможно материально-технической поддержкой и надеяться на лучшее.

Чехрегани выглядит идеально подходящей фигурой. Он – ученый-лингвист и харизматическая личность. Он был популярным депутатом в иранском парламенте от Азербайджана, избранным 600000 избирателями. Три года назад он был брошен в тюрьму за свои решительные протесты против исламистского режима, однако был освобожден с помощью Amnesty International и письма генерального секретаря ООН Кофи Аннана. Что более важно, он выступает за создание в Иране светского, демократического правительства.

Азербайджан – плодородная почва для нового иранского политического движения. Традиционно это была часть Ирана, имеющая самые слабые связи с Тегераном. Бόльшая часть его населения, являющегося в культурном плане иранским, говорит на азербайджанском языке. Армянские, ассирийские и курдские общины являются национальными меньшинствами в этом регионе.

В течение прошлого столетия из Азербайджана брали начало четыре основных антиправительственных движения. Первым была иранская конституционная революция 1905 года. Азербайджанцы также утверждают, что были зачинателями Исламской революции 1978-1979 годов. Их независимый дух успешно эксплуатировался Советским Союзом сразу же по окончании Второй мировой войны. Азербайджанцы также пытались создать независимую Народную республику Азербайджан в 1945 году. В течение какого-то периода времени им сопутствовала удача. Затем Советский Союз попытался преобразовать ее в коммунистическую республику. Тогда вмешались Соединенные штаты, а иранское государство пошло на чрезвычайные меры, прибегнув к Международному суду в Гааге, чтобы заставить Советы уйти.

Именно с того времени центральная власть в Иране стала держать азербайджанцев под неусыпным оком. При шахе издание печатной продукции на азербайджанском и других языках национальных меньшинств запрещалось, и хотя впоследствии были приняты определенные послабления, публикации на азербайджанском языке и преподавание на нем в школах не одобряются.

Во времена Исламской республики основное сопротивление форме государственного правления, введенного аятоллой Рухоллой Хомейни, было оказано со стороны аятоллы Шариатмадари, который пользовался в Азербайджане всесторонней поддержкой. Когда Хомейни провел референдум по поводу государственного устройства, которое должны были выбрать иранцы, он предложил избирателям лишь один вариант на выбор. Речь шла только об Исламской республике с аятоллой в качестве ее руководителя. Шариатмадари выступал за более широкий выбор. Его сторонники подняли мятеж и заняли радиостанцию в Тебризе. В конечном итоге Шариатмадари был арестован и лишен своего религиозного сана, оставив азербайджанцев в глубоком негодовании и возмущении от всего этого.

Идея обретения Азербайджаном независимости все еще жива. Махмуду Али Чехрегани был оказан теплый прием в бывшей советской республике Азербайджан. Известно, что граждане этой страны приветствовали бы воссоединение с иранским Азербайджаном, то есть то, чего не могут допустить иранцы. Чехрегани также поддерживает федеральную форму государственного устройства для Ирана, подобную той, что существует в США или Германии, где отдельные государственные образования имели бы определенную степень автономии.

Президенту Республики Азербайджан Гейдару Алиеву 80 лет. Здоровье его сильно подорвано. Хотя немного людей ожидает качественных перемен в стране после его ухода, никто не может дать стопроцентного прогноза.

США заинтересованы в развитии событий в Азербайджане не только из-за возможности предпринять кампанию смены режима с использованием азербайджанской карты, но и из-за кое-чего более важного – нефти. Азербайджан расположен между крупными каспийскими нефтяными месторождениями и нефтяными полями в северном Ираке. Транспортировка каспийской нефти является одной из самых больших экономических головоломок нашего времени. Если иранский Азербайджан предпримет резкий разворот в сторону США, новый нефтепровод, связывающий месторождения на Каспийском море с иракской системой нефтедобычи и транспортировки, будет построен в один миг.

В настоящее время количество схем трансформирования Ирана, похоже, быстро увеличивается. Среди них, и использование базирующейся в Ираке антииранской организации «Моджахеддин хальк», и возможность восстановления в стране монархии, и вариант прямого военного вмешательства.

Отдел сотрудничества и СМИ,

«Кавказ-Центр»