США ведут с талибами тайные переговоры

США ведут с талибами тайные переговоры
По сведениям источников в Пакистане обстановка в Афганистане ухудшилась настолько, что представители разведывательных кругов США и Пакистана провели встречу с лидерами движения «Талибан» с целью выработки некоего политического решения, способного предотвратить катастрофические последствия вторжения США в Афганистан и развал страны на части, который стал оформляться де-факто, несмотря на все усилия Вашингтона.

Согласно информации, полученной от лидера одной из пакистанских организаций, поддерживающих талибов, изданием Asia Times Online, эта встреча недавно состоялась на авиабазе пакистанских ВВС Самунгли в окрестностях Кветты. Во встрече принимали участие представители Межведомственной разведки Пакистана ISI, Федерального бюро расследований (ФБР) США (по другим сведениям ЦРУ) и представители руководства талибов.

Эту же информацию подтверждают некоторые исламские организации в Пешаваре, где влияние талибов до сих пор остается весьма сильным.

Пакистанские источники сообщают, что американцы выдвинули талибам четыре условия возможного прекращения войны и вывода американских и западных войск из этой страны -

Мулло Омар должен быть смещен с поста верховного лидера талибов

Все пакистанские, арабские и иные иностранные добровольцы, задействованные в настоящее время в операциях в Афганистане против западных войск, должны быть выдворены из страны

Все американские солдаты и солдаты западных войск, захваченные в плен, должны быть освобождены

Афганцам, проживающим в настоящее время за рубежом, в особенности в США и Великобритании, должна быть предоставлена возможность участия в управлении страной – через участие в выборах – даже, несмотря на то, что многие даже не говорят на своем родном языке – дари или пушту.


Источники сообщают, что первое условие было категорически отвергнуто делегацией талибов, как абсолютно не обсуждаемое. Однако в остальных вопросах талибы проявили определенную гибкость.

Доподлинно не известно были ли достигнуты хоть какие то предварительные договоренности с американцами, и будут ли продолжены эти переговоры. Однако известно, что канал связи между американцами и руководством талибов не был заморожен и пакистанская разведка ISI продолжает опекать группу афганцев и пакистанцев, устроивших эту встречу.

Первая встреча между американцами и талибами была проведена на фоне усилившейся эскалации партизанской войны против западных войск и формирований кабульского режима. Болезненные нападения и стычки стали ежедневными в большинстве регионов Афганистана, а лобовые столкновения в бывшем оплоте талибов на юге - Кандагаре и его окрестностях, стали практически беспрерывными.

По словам людей, знакомых с афганским движением сопротивления, на которых ссылается издание Asia Times Online, возникшего за последние полтора года после падения талибов, нынешнее движение почти в четыре раза мощнее, нежели то, что противостояло на протяжении десятилетия, начиная с 1979 года советским оккупационным войскам. Основной причиной этого является то, что предыдущее правительство талибов – которое исчезло почти нетронутым, капитулировав перед наступающими войсками Северного альянса без борьбы – поддерживается наиболее могущественной и влиятельной силой в Афганистане – священнослужителями и религиозно настроенными студентами.

На протяжении столетий эти люди были самым уважаемым сегментом афганском общества, и до 1979 года они никогда не участвовали в политической жизни. Наоборот, их роль заключалась в примирении в ходе различных конфликтных ситуаций. Во времена афганского сопротивления против оккупации со стороны СССР ситуация изменилась, и религиозные деятели поддержали своим веским словом борьбу моджахедов, однако в командовании сил моджахедов за редким исключением они представлены не были.

С выводом советских войск и возникновением движения талибов в начале 90-х годов ситуация снова изменилась. Талибы, воспользовавшись борьбой за власть между конфликтовавшими друг с другом лидерами различных формирований в Кабуле, консолидировали свои силы в мощное политическое движение во главе с религиозными лидерами и в 1996 году установили в Кабуле Шариатскую власть.

Сейчас, в возобновившейся партизанской борьбе против иностранных войск именно религиозные деятели призывают к сопротивлению. Например, Хафиз Рахим, наиболее уважаемый священнослужитель Кандагара, руководит всеми военными операциями в горной местности. Американские войска мобилизовали максимальную авиационную поддержку и современные технологии, пытаясь положить конец нападениям, однако без помощи местных афганских формирований они не в состоянии отследить Хафиза Рахима, на счету которого по сегодняшний день уже несколько десятков нападений на американские конвои.

Что касается финансовой стороны дела, то предполагается, что талибы используют деньги, изъятые из центрального банка перед тем, как они оставили Кабул. Сумма оценивается в 110 миллионов долларов США. Помимо этого, деньги талибы получали и получают от различных исламских организаций и рядовых мусульман. При этом США продолжает настаивать, что талибов финансирует и «Аль-Кайда».

К движению сопротивления присоединился известный пуштунский лидер Гульбеддин Хекматияр после того, как вернулся в Афганистан из Ирана. Его организация «Хизб-е-Ислами Афганистан» является умело организованной силой в Афганистане, и ее участие в движении сопротивления прибавило ему силы.

Многие ключевые посты в кабульской администрации заняты бывшими членами «Хизб-е-Ислами Афганистан», которые хотя и выступали, когда-то против талибов, настроены лояльно по отношению к исламскому делу и придерживаются антиамериканских взглядов. Помимо этого, ряд губернаторов провинций и высокопоставленных официальных лиц также являются бывшими командирами «Хизб-е-Ислами Афганистан». Они вызывают подозрение у американцев, однако благодаря своему большому политическому влиянию устранить их невозможно.

Учитывая такую глубинную поддержку – даже при том, что в ряде мест она довольно пассивна – и влияние кабульского режима на столицу и ее окрестности, американцы и их союзники чувствуют себя уязвимыми мишенями. Они не в состоянии восстановить хоть какую-то форму законности и правопорядка. Именно при таких ситуациях, как утверждают многие эксперты по Афганистану, традиционно и начинаются в афганской армии мятежи против иностранных опекунов.

Муса Стоун, «Кавказ-Центр»