Хайкин знает, чего хотят чеченцы..?

16 августа 2003 в 00:04
Хайкин знает, чего хотят чеченцы..?

Все, наверное, помнят, как некоторое время назад западные СМИ в захлеб рассказывали о том, что советско-российские спецслужбы, оказывается, широко практиковали в прошлом и практикуют сегодня так называемые заказные статьи. Практически все газеты мира (за исключением так и не подкупленной «Нью-Йорк Таймс») печатали и печатают материалы, заказанные на Лубянке. Но сначала не об этом.

 

В швейцарской газете Neue Zuercher Zeitung пару дней назад появилась до изумления странная статья. Называется она ненавязчиво безапелляционно – «У Москвы есть шанс в Чечне. Поразительные результаты независимых опросов общественного мнения». Поразиться действительно есть чему. Цитируем -

 

«Результаты, видимо, и действительно независимых опросов общественного мнения, проведенных в Чечне, свидетельствуют о том, что большинство населения поддерживает начатый Кремлем политический процесс по урегулированию конфликта…. Проблемой является то, что в связи с очевидно сфальсифицированными результатами прошедшего референдума никто реально не знает, за что или против чего все же проголосовали чеченцы. Поскольку, как предполагается, большинство людей, которые были против новой конституции, совсем не ходили голосовать, то встает острый вопрос, сколько же вообще людей пришло к избирательным урнам. На этот вопрос пытается ответить российский ученый-социолог Сергей Хайкин из частного социологического института «Validata».

 

До сих пор этот институт занимался рыночным маркетингом. Однако в начале этого года Хайкин приступил в сотрудничестве с грозненским университетом и чеченскими добровольцами - преподавателями и студентами - к широкомасштабному исследованию. Уже перед референдумом и после этого дважды, в конце мая и в конце июня, он провел опрос 1 000 респондентов в различных районах разрушенной войной республики, задавая им вопросы политического характера. Сам Хайкин считается серьезным исследователем общественного мнения, однако, его проект подвергся определенной критике за то, что, мол, в обстановке страха, характерной для Чечни, провести серьезный опрос невозможно.

 

Столь же неожиданным оказалось то, что количество тех, кто выступает за то, чтобы Чечня оставалась в составе Российской Федерации, последовательно увеличивалось в период между первым и последним опросами с 67 почти до 75 процентов. За полный суверенитет своей родины высказались 18 процентов опрошенных, в то время, как в марте таких было 21 процент. Среди причин, чтобы оставаться в составе федерации, первой - ее назвали 14 процентов респондентов - является то, что «Россия богатая и сильная», далее - 10-12 процентов опрошенных - «чтобы жить в мире», «из-за тесной исторической, экономической и географической близости, «поскольку нет другой альтернативы», и «мы уже пытались жить в независимости, но шанс свой упустили».

 

И так далее, и в том же духе….

 

Интересная фамилия, Хайкин. Не еврейская, часом, как спрашивал герой одного известного советского фильма про разведчиков? Однако дело не в еврейской фамилии руководителя суперархиквази независимого социологического института, который по странному стечению обстоятельств с рыночных исследований вдруг перескочил на воюющую Чечню. Будь он даже руководителем с простой русской фамилией Пупкин, сути дела это не меняет. Сегодня только идиот не знает о том, что так называемые социологические опросы населения, тем более в России, на 100 процентов политически ангажированы. Кто не верит автору этих строк, отсылаю к экс-звезде телеэфира Евгению Киселеву, который после ухода с ТВ публично признал, что все эти годы, рассказывая о рейтингах и социологических опросах, втирал российским гражданам элементарную мульку, то есть попросту врал на заказ.

 

Знает ли об этом наверняка уважающая себя швейцарская газета? Уверен, что знает. Но деньги, как говорится, не пахнут. Если на Лубянке раскошелятся, я думаю, что и не такой, до паскудства лживый социологический бред, можно пробить даже на страницы «Таймс».

 

А Хайкину и продажным швейцарским газетчиками хотелось бы ткнуть в их бесстыжие физиономии следующим фактом – чеченский народ вот уже скоро 13 лет проводит собственные  «социологические исследования», предпочитая бумажным анкетам, автомат «Калашникова», потому что пришедшие в Чечню «социологи» понимают ответы лишь в форме свинцовых пуль и фугасов. И в истинности результатов этого «социологического опроса», в отличие от бредятины Хайкина, чеченский народ не сомневается.

 

Саид Ирбахаев,

для «Кавказ-Центра»