Хасбулатов не захотел рисковать. И вот теперь Руслан Хасбулатов, курящий трубку профессор экономики из Москвы, увильнул. В последнюю минуту он принял решение снять свою кандидатуру на президентских выборах в Чечне, намеченных на 5-е октября. Честных выборов все равно не будет, сказал он. Дело в том, что слово в Чечне за российскими вооруженными силами, боевиками-сепаратистами и за поставленным Москвой наместником Ахмедом Кадыровым. Выборы, по его словам, лишь способствовали бы дальнейшему обострению ситуации в Чечне - и тут он не желает становиться виновником того, что затянувшийся конфликт снова выльется в войну.
Звучит красиво, то, что говорит красноречивый преподаватель московского Института имени Плеханова. Но не следует сказанное воспринимать всерьез: ситуация в Чечне несколько дней назад, когда Хасбулатов еще говорил о своей кандидатуре, была такой же сложной. Для тех, кто его знает, отступление не стало неожиданностью. Порывистость, склонность к демагогии, но и к юмору, являются характерными чертами крайне уверенного в себе чеченца.
Свою уверенность он черпает также из своего прошлого. Никто из представителей его народа не возносился так высоко в политической иерархии России, как Хасбулатов, родившийся в 1942 году в Грозном. Будучи ребенком, он, как и все чеченцы, был депортирован во время второй мировой войны по приказу Сталина в Казахстан, там пошел в школу и там же начал учебу в высшем учебном заведении, которую завершил в Московском университете. Двенадцать лет назад он стал председателем Верховного Совета России, то есть председателем парламента новой России. Его заслуги на этом посту сомнительны. Два года спустя, 4-го октября 1993 года, сотрудники элитарного подразделения «Альфа» вывели Хасбулатова из «Белого дома», тогдашнего здания, где располагался Верховный Совет, в качестве пленника. Он был арестован за государственную измену и позднее осужден. Это было завершением конфликта между тогдашним президентом Борисом Ельциным и парламентом, в результате которого погибли 120 человек. Почти не меньший вклад, чем Ельцин, внес в обострение конфликта алчный до власти председатель парламента.
Уже в феврале 1994 года Хасбулатов, как и другие руководители мятежа, был амнистирован решением Государственной Думы. С той поры он превратился в неустрашимого критика московской политики в Чечне, не щадил при этом и руководителя сепаратистов Аслана Масхадова. Хасбулатов совместно с другими разработал план мирного урегулирования конфликта, предусматривающий гарантированную международным сообществом автономию Чечни, но без предоставления полной независимости. Однако противостояние обострилось.
Хасбулатов не захотел рисковать и потерпеть поражение на выборах. Кремль делает ставку на своего наместника Кадырова, у которого, однако, случись честные выборы, не было бы никакого шанса. Видимо, еще большей популярностью, чем Хасбулатов, пользуется депутат Думы Асламбек Аслаханов. Есть шансы, как считают, также у московских предпринимателей Малика Сайдуллаева и Гусейна Джабраилова. Из спокойной Москвы Хасбулатов, тем не менее, хочет поддержать одного из кандидатов. Кого именно, этого он пока не говорит.