Досье на вампира

25 августа 2003 в 00:14
Досье на вампира
К сожалению, мой муж - вампир. Но он тот, кто мне нужен, потому что не пьет и не бьет меня. (Людмила Путина о своём муже)

13 мая 2000 года в г. Вадузе (Лихтенштейн) в рамках полицейской операции, проводимой совместно спецслужбами Лихтенштейна, Германии и Австрии был арестован некто Рудольф Риттер, глава и основатель компании SPAG (St. Petersburg Immobilien und Beteiligungs AG).

Г-ну Риттеру было предъявлено достаточно банальное по нынешним временам обвинение в «отмывании денег» и «связях с организованной преступностью». Вместе с г-ном Риттером тяготы лихтенштейнской тюрьмы разделили ещё четыре его деловых компаньона (адвокаты и деловые партнёры компании).

Собственно, ничего интересного не было бы в этой, на первый взгляд, вполне заурядной полицейской операции (в конце концов, мало ли подобных арестов проводилось в Европе и Америке, да и сами формулировки обвинения стали давно уже стандартными для определённой категории бизнесменов, связанных с деловыми кругами Восточной Европы, а сели учесть устоявшийся оффшорный статус Лихтенштейна, то это происшествие имело все шансы пополнить списки провинциальной полицейской хроники).

Интерес к данному происшествию вызвал не столько сам факт ареста, сколько история самой компании SPAG и профиль её деятельности (точнее, определённая политическая составляющая, неожиданно появившаяся в этом деле).

Фирма эта была создана в 1992 году по инициативе мэрии С.-Петербурга, которая одновременно выступила и как совладелец SPAG. Фирма была зарегистрирована во Франкфурте с филиалами в С.-Петербурге.

Со стороны петербургской мэрии деятельность компании курировали чиновники, отвечавшие за внешнеэкономическую деятельность (возглавлял в те годы соответствующий профильный комитет мэрии заместитель Собчака, некто Владимир Путин).

Довольно скоро деятельность SPAG привлекла внимание западных спецслужб.

По данным немецкой разведки BND данная компания активно использовалась для отмывания денег латиноамериканской наркомафии. В отчёте BND, подготовленном в апреле 1999 года, указывалось, что SPAG является «агентом колумбийского наркокартеля братьев Очоа и российской организованной преступности».

«Российские криминальные элементы переводили средства через румынский банк IRB с целью приобретения недвижимости в России. Это также приносило прибыль Риттеру, акционеру SPAG с большинством голосов. Через эту компанию осуществлялась продажа недвижимости» - указывалось в докладе немецкой разведки.

Практически параллельно со всеми этими событиями произошло ещё одно происшествие, не столь уж значительное на первый взгляд, но весьма примечательное в общем контексте.

23 мая 2000 года на Интернет-сайте одной из компаний появилось короткое сообщение, гласившее, что некий г-н Путин прекращает свою работу в данной компании в качестве консультанта в связи… с подготовкой к принятию присяги в качестве президента Российской Федерации.

Полагаю, что читатели уже догадались, кому именно принадлежал данный сайт. Впрочем, всё-таки уточню, что это был Интернет-ресурс компании SPAG.

В ответ на запросы СМИ президентская администрация немедленно опровергла какую-либо связь Путина со ставшей слишком «знаменитой» компанией.

«Президент там никогда не работал в качестве консультанта. Он никогда не получал зарплаты» – заявила пресс-служба президентской администрации.

(К слову, надо отметить, что объявление о прекращении работы Путина в SPAG пробыло на сайте менее суток… потом, разумеется, исчезло без следа).

Но одновременный звонок корреспондента газеты «Монд» директору SPAG г-ну Маркусу Резе (сменившему арестованного г-на Риттера) несколько прояснил эту запутанную (усилиями президентской администрации) ситуацию.

Г-н Резе подтвердил, что в течение ряда лет (вплоть до марта 2000 года, т.е. до своего избрания президентом России) г-н Путин действительно работал консультантом SPAG. Причём консультировал он эту компанию совместно с другим петербуржцем – Германом Грефом (ставшим в последующем министром экономического развития и торговли).

Правда, г-н Резе тут же оговорился, что должность Путина была «неоплачиваемая» (надо полагать, консультировал Путин оффшорную «стиральную машину наркомафии» исключительно из уважения к г-ну Риттеру и его кипучей, многотрудной деятельности).

Впрочем, западные спецслужбы давно уже установили твёрдую связь между «консультационной» активностью российских чиновников и коррупционной активностью западных (в особенности, оффшорных) финансовых групп.

Можно только догадываться (к сожалению) о тех показаниях, которые г-н Риттер дал на допросе в полиции. Но, как показывает практика, пойманные с поличным бизнесмены подобного рода склонны скорее к откровенному разговору со следствием, чем к каким-либо формам гордого молчания на допросе.

Следовательно, логично было бы предположить наличие у западных спецслужб серьёзных компрометирующих материалов на г-на Путина (едва ли можно сомневаться в том, что немецкая разведка не подбросит интересующий материал своим западным коллегам… включая, например, ЦРУ).

Но здесь у некоторых читателей может появиться закономерный вопрос: а что же дальше? Почему западные спецслужбы не раскручивают этот скандал? Почему, располагая по крайней мере в течение двух лет совершенно «убойной» компроматной базой на Путина, они не делятся ею с общественностью?

Отвечу вопросом на вопрос: а зачем?

Не мною замечено: коррумпированный чиновник – управляемый чиновник.

Замечу от себя: управляемый теми, кто располагает соответствующим досье на него.

«Слив» информации в прессу по делу SPAG был явно контролируемый. И по времени – абсолютно точно синхронизированный с некоторыми изменениями в политических реалиях России.

Путину (в самый ответственный момент – по окончании избирательной кампании и во время официального вступления в должность президента) дали понять, кто именно держит его теперь на крючке. И даже дали рассмотреть этот крючок.

А вот зачем и с какими именно целями посадили его на эту рыболовную снасть…? Ну, на этот вопрос лучше всего ответил бы сам Путин. Но он, почему-то, молчит.


Ах, да! Совсем забыл!

Он же больше не консультант компании SPAG. Он же теперь президент Российской Федерации.

(При подготовке статьи использованы материалы газеты Le Monde).

Александр Уваров, «Кавказ-Центр»