УВКБ ООН равнодушно к судьбе чеченцев

12 сентября 2003 в 18:25
УВКБ ООН равнодушно к судьбе чеченцев

14 мая 2001 года в чеченском селе Чири-Юрт проходила одна из многочисленных «зачисток». Среди прочих, российские спецслужбы арестовали братьев Исмаила и Ибрагима Эльжуркаевых, Хамзата Ильясова и Баудди Давлетдиева.

 

В течение восьми дней спецслужбы пытались добиться от молодых людей признаний в причастности к отрядам чеченского сопротивления. При освобождении чеченцам были выданы своего рода свидетельства, удостоверяющие их непричастность к незаконным вооруженным формированиям.

 

Состояние молодых чеченцев после «зачистки» и «проверки» требовало серьезной медицинской помощи, и родственники отправили Ильясова и братьев Эльжуркаевых в Азербайджан. В Баку Исамил Эльжуркаев получил статус беженца, обратившись в представительство УВКБ ООН. Такой статус защищает его обладателя от депортации, но не дает беженцу возможности получать медицинскую или финансовую помощь.

 

Отчаявшись найти источники существования в Азербайджане, весной 2003 года братья Эльжуркаевы и Хамзат Ильясов решили вернуться в Чечню, поскольку война, по заверениям российских властей, давно закончилась. В Грозном к ним присоединился прибывший из Ингушетии Баудди Давлетдиев. Утром 2 апреля они сели в такси и отправились в село Чири-Юрт.

 

В 11 часов утра их остановили российские военнослужащие, охранявшие блок-пост «Мельница» у села Старые Атаги. Чеченцам приказали выйти из машины, завязали руки и глаза и увели за блок-пост. Позднее водитель такси, задержанный и избитый вместе с беженцами, рассказал, что федералы ссылались на приказ об аресте, поступивший от генерала Умара Ханалиева из оперативного штаба, располагающегося на военной базе в Ханкале. При задержании военные не проверяли у чеченцев документы. Родственники четверых арестованных получили от военных письменное подтверждение того факта, что братья Эльжуркаевы, Ильясов и Давлетбиев были арестованы на блок-посту «Мельница», при этом было установлено, что задержанные не причастны к чеченским вооруженным формированиям.

 

Больше задержанных никто из их родных не видел.

«Хотя родственники питают слабые надежды, что пропавших еще удастся спасти, нам представляется, что Эльжуркаев Исмаил, Эльжуркаев Ибрагим, Ильясов Хамзат и Давлетбиев Баудди бесследно исчезли. Такие исчезновения в духе российских спецслужб. Тела убитых, а нередко еще живых, но истерзанных чеченцев, взрываются фугасами и тротилом, после чего практически уже ничего не остается от трупа. Таким образом исчезли тысячи молодых чеченцев», — утверждает глава чеченского правозащитного центра в Баку Маирбек Тарамов в своем обращении к Верховному комиссару ООН по делам беженцев.

 

В Азербайджане находятся более 800 тысяч беженцев и перемещенных лиц. Подавляющее большинство из них бежали из Афганистана, Ирана, Ирака. Азербайджан принимает и признает беженцами людей, бегущих из Алжира, Судана, Йемена. Бежавших от действий российских войск в Чечне среди них не так много —по данным чеченских и азербайджанских правозащитников, УВКБ ООН зарегистрировал 7603 бежавших в Азербайджан чеченцев. Из них за четыре года войны статус беженцев получили лишь 60 человек. В чем причина столь глубоко различия в подходе к чеченцам?

 

По мнению чеченских правозащитников, признание чеченцев беженцами будет означать юридическую констатацию того факта, что Россия ведет с чеченцами войну. И ни УВКБ ООН, ни республика Азербайджан не хотят портить отношения с хозяевами Кремля.

 

Следует отметить, что «исчезновение» братьев Эльжуркаевых и их попутчиков — далеко не первый случай исчезновения людей, вернувшихся встраиваться в «мирную жизнь» в Чечне. В прошлом году в село Гойты из Азербайджана вернулись Зелимхан Демельханов, Шамиль Шаипов, Руслан Эдилов, Докка Макаев, и Муса Дикаев, также не сумевшие получить статус беженцев в УВКБ ООН в Баку. Спустя несколько дней после возвращения их арестовали и увезли с собой федералы. Спустя некоторое время члены семей вернувшихся в Гойты нашли их обезображенные трупы со сломанными ребрами, руками и ногами, выколотыми глазами и отрезанными ушами.

 

«Мы уже в который раз просим Вас вмешаться в катастрофическое положение чеченских беженцев в Азербайджане, носящее явно дискриминационный характер, — пишет Майрбек Тарамов руководителю УВКБ ООН. — Мы просим Вас простым и доходчивым языком объяснить, почему чеченским беженцам отказано в получении полноценного статуса образца 1951 года, из-за отсутствия которого и происходят ужасные трагедии; иначе ведь Ваша безучастность к горю и несчастьям чеченского народа наталкивает на вывод о Вашей причастности к преступлениям российской военщины… Каких размеров должна достичь трагедия в Чеченской Республике, чтобы Вы заметили, откликнулись и остановили это крупномасштабное злодеяние, хотя бы в части нарушения человеческих прав?».

 

Азгар ИШКИЛЬДИН, Информационное агенство «Прима»
www.prima-news.ru