Выборы в Чечне необходимо отменить

15 сентября 2003 в 22:15
Выборы в Чечне необходимо отменить

Потому что фарс, устроенный при поддержке силовиков, не может быть легитимным

 

Такого фарса современная Россия еще не знала: все конкуренты Кадырова ушли с предвыборной дистанции.

Кремль своими руками сажает на президентский пост в Чечне диктатора, давно сколотившего свою вооруженную гвардию. Главный политический проект страны свелся к тому, что судьба Путина оказалась в руках бывшего муфтия Ичкерии.

Итог восьмилетней войны: власть — под контролем человека, объявившего когда-то России «священную войну»…

После того как из борьбы за президентское кресло в Чечне выбыли по различным причинам, но явно при активном содействии федеральной власти основные кандидаты и главные конкуренты Ахмада Кадырова — Хусейн Джабраилов, Асланбек Аслаханов и Малик Сайдуллаев, — стало окончательно ясно, кому Кремль обеспечивает «зеленую» улицу на выборах президента республики.


В чем причина происходящего и как это скажется на выборах в Чечне? Что ожидает республику после выборов? Обо всем этом мы решили расспросить у тех, кто еще несколько дней назад был конкурентом в борьбе за власть в Чеченской Республике, и тех, кто призван наблюдать за соблюдением прав человека.

Малик САЙДУЛЛАЕВ продолжает борьбу

Среди всех, так или иначе отстраненных от борьбы кандидатов в президенты Чеченской Республики, самая, на мой взгляд, последовательная позиция — у бизнесмена Малика Сайдуллаева. В беседе он открыто заявил: «Перед тем как Верховный суд Чеченской Республики в минувший четверг отменил мою регистрацию, придравшись к подписям, со мной дважды встречались представители власти и предлагали снять свою кандидатуру. В обмен обещали дополнительные возможности по расширению моего бизнеса».


— Кто эти люди? Вас вызывали в администрацию президента?
— Я не хочу называть фамилий, но они представляли администрацию президента России. Я отказался от всех предложений.


Но в ответ мне сказали, что тогда будут найдены иные средства вывести меня из борьбы. Я возразил, что тем самым выборы превращаются в фарс. Человек, сидевший здесь, на вашем месте, захлебнувшись чаем, после некоторой паузы признал: «Да, это фарс».

— Были ли угрозы в ваш адрес?
— Угрозы были и есть, и они исходят прежде всего от людей Ахмада Кадырова. Было несколько покушений на меня и на моих помощников.


7 августа этого года сын Ахмада Кадырова Рамзан со своими людьми захватил в Урус-Мартане Ибрагима Гарсиева — человека из моей охраны в Чечне. Его привезли в дом Рамзана в Центорое и жестоко избивали, требуя организовать на меня покушение. Избивал палкой лично Рамзан Кадыров. Только после того, как Гарсиев пообещал подложить фугас и взорвать меня, он был отпущен. При этом Рамзан пообещал, что в случае обмана он уничтожит его семью. Сейчас мы вынуждены укрывать и его, и детей, и жену...

Несколько раз устраивали покушения и на меня. При выезде из моего родного села Алхан-Юрта охрана обнаружила фугас. В прошлое воскресенье, 7 сентября, я попал в засаду при выезде из Ханкалы.

— Как вы считаете, кто это делал?
— Кадыровцы делают это самостоятельно. Мне самому пришлось обратиться за помощью к спецслужбам России, и они мне предоставили охрану.
— Заявляли ли вы обо всем этом в прокуратуру, избирательную комиссию?..
— Да, вот копия моего официального заявления на имя председателя ЦИКа Александра Вешнякова, генерального прокурора Устинова и в другие инстанции. Реакции пока нет никакой.
— Как вы считаете, что ожидает Чечню в случае, если Кадыров станет президентом?
— В честной борьбе Кадыров победить не может. Максимум он может набрать 12% голосов избирателей. Я уверен, что победил бы его даже в условиях использования им административного ресурса.


Если Кадырова сделают президентом, то это — война. Это продолжение войны. Сегодня не федеральные силы — угроза для населения. Сегодня похищения людей, их исчезновения и убийства связаны с бандитами Кадырова.

— Вы намерены примириться с несправедливым судебным решением или вы продолжите борьбу?
— Мы опротестуем решение Верховного суда Чечни в Верховном суде России. Интересно, что кроме подписей жителей республики, за которые я отвечаю (я даже давал указание не брать подписей с моих родственников), мы внесли залог 4,5 миллиона рублей.
— Как вы считаете, высшее руководство страны имеет отношение к вашему отстранению от борьбы?
— 21 марта нынешнего года я встречался с президентом России Владимиром Путиным, и он заверил, что заинтересован в честных выборах и реальном выборе чеченского народа. Я верю президенту России.

Хусейн ДЖАБРАИЛОВ решил приносить пользу Чечне на предпринимательском поприще.
Именно об этом заявил Джабраилов журналистам, добровольно сняв свою кандидатуру с выборов. Но один из помощников Хусейна Джабраилова, пожелавший остаться неизвестным, сказал, что с его начальником поговорили «наверху» и посоветовали «не осложнять» положение дел в собственном бизнесе.

Асланбек АСЛАХАНОВ, видимо, не сомневается, что Владимир Путин вновь через полгода будет президентом России, поэтому предпочел стать его помощником в Южном федеральном округе.
Аслаханов заявил, что решение отказаться от борьбы далось ему очень тяжело, и «с благодарностью принял предложение главы государства стать его помощником».

Указа президента о назначении Аслаханова еще нет, и помощники депутата даже не знают, как точно будет называться новая должность их шефа. В Южном федеральном округе действует огромный аппарат представителя президента России Виктора Казанцева. Есть еще и министр по делам Чечни Станислав Ильясов. Как при таком многообразии контролирующих Чечню людей будет работать Аслаханов, трудно себе представить. И потому нет никаких сомнений: эта должность придумана для конкурента Кадырова специально, чтобы, не задевая амбиций, мягко вынудить Аслаханова отказаться от идеи стать лидером Чечни. Аслаханов, известно, согласился.

Элла ПАНФИЛОВА, председатель Комиссии при президенте России по правам человека:
— Чем больше реальных кандидатов примут участие в выборах президента Чеченской Республики, тем честнее будут эти выборы в глазах общественности и чеченского народа. Поэтому отстранение по тем или иным причинам таких кандидатов, как Асланбек Аслаханов и Малик Сайдуллаев, не в пользу этим выборам и стабилизации ситуации в Чечне.


Я беседовала с президентом России Владимиром Путиным и знаю его позицию. Он за честные выборы и честный выбор чеченского народа. А та ситуация, которая складывается сегодня в связи с отстранением реальных кандидатов в борьбе за президентскую власть в Чеченской Республике, не в пользу российской власти.

Вячеслав ИЗМАЙЛОВ

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Руководитель московского бюро международной правозащитной организации Human Rights Watch Анна НЕЙСТАТ:

— Даже пока в списках еще оставались кандидаты, которые могли составить реальную конкуренцию Ахмаду Кадырову, мы были всерьез обеспокоены тем, что выборы будут проходить на фоне продолжающегося конфликта и масштабных нарушений прав человека. Ситуация в Чечне за последние месяцы только ухудшилась. Россия продолжает отказывать в доступе в республику представителям международных организаций, руководствуясь соображениями безопасности. И при этом российские власти пытаются убедить мировое сообщество, что ситуация достаточно стабильна для проведения президентских выборов. Это очевидное противоречие никто даже не пытается устранить.


Теперь же создается ощущение, что Кремль решил даже не пытаться разыграть сценарий «свободных демократических выборов». Из предвыборной гонки последовательно выбывают основные конкуренты Кадырова, а Путин тем временем публично встречается с ним для обсуждения одного из важнейших в предвыборный период вопросов — выплаты компенсаций гражданам за разрушенное в ходе конфликта жилье. В подобных обстоятельствах исход предстоящих выборов предсказать несложно, однако легитимность как самого процесса, так и результата оказывается весьма сомнительной с точки зрения и российского, и международного права.

Более того — и это, пожалуй, самое важное — для реальной стабилизации в республике ни референдума, ни выборов будет недостаточно. Российское руководство и промосковские силы в Чечне должны прекратить насилие в отношении мирного населения Чечни. В настоящий момент мы видим исключительно политическую игру и четко отработанную информационную политику, рассчитанную на создание образа «стабильной» Чечни. Реальной нормализации обстановки, однако, такими методами достичь невозможно.

Скорее всего, российские власти рассчитывают, что такой лидер, как Кадыров, будет по-прежнему позволять федеральным силам свободно действовать на «его» территории (с этой точки зрения кандидатура Аслаханова не могла устраивать Кремль).

Большую обеспокоенность нашей организации вызывает и наличие у Кадырова вооруженной гвардии. По нашим данным, люди Кадырова причастны к целому ряду нарушений прав человека — причем не только на территории Чечни, но и в соседней Ингушетии. К сожалению, нельзя исключить возможность использования этой гвардии как одного из инструментов предвыборной борьбы. Не менее важно и то, что, как показывают многочисленные опросы, Кадыров не пользуется поддержкой населения. Едва ли такой человек сможет сыграть положительную роль в деле нормализации обстановки в Чечне.

Представители «Хьюман Райтс Вотч» не будут присутствовать на выборах в качестве наблюдателей. Мы не были приглашены, но даже если бы такое приглашение последовало, нам пришлось бы его отклонить. Российские власти толкуют присутствие международных наблюдателей как доказательство легитимности самого мероприятия, а комментарии международных экспертов искажаются до неузнаваемости.

Записала Мария ШПИЛЕВА



Отзыв на материал Марии Шпилевой


Налицо синдром сталинизма, когда люди осведомлены и понимают: Путин знает, что делается в Чечне (и вообще в России), более того – сам в этом участвует (встреча с Кадыровым по вопросу использования последним огромных бюджетных средств – тому ещё одно доказательство), то есть всё беззаконие покрывается президентом РФ, но люди как зомби твердят «я верю Путину, президенту Путину я верю...»

Это очень плохой признак тяжело патологического состояния общества – его поражения гостеррором сверху донизу.

Это также признак беспомощности людей, их желания ухватиться за последнюю соломинку надежды. Но такой соломой устлана дорога в ад. Ибо 4 года путинского президентства ясно показали: Путин и не может, и не хочет использовать персональный кредит доверия значительной части популяции в позитивном для России направлении. «Надувной вован», как его называли многие в народе уже давно, сдувается на глазах, а когда истово внушают себе веру в спущенный первомайский шарик – это уже начало массового психоза. Опять вспоминается сталинизм.

Радует трезвая позиция международных правозащитных организаций. Однако их влияние на западных политиков сейчас ослаблено проблемами, которые переживают сегодня Евросоюз и США. Поэтому влияние индустриально развитых стран на ситуацию в Чечне, в частности на беспредел и фарс президентских «выборов», будет нулевым.

Несомненно, что в результате фарса, даже при его общем замалчивании Западом, кредит политического доверия Кремлю и лично Путину там ещё более истощится. Когда-то, причём очень скоро, это отрекошетит нынешней российской хунте. Но в целом впечатление таково, что сильные мира сего пока предоставили России гнить в самой себе, страясь не вляпываться в её кровавое кавказское болото.

Видимо, для адекватной реакции Запада потребуется, чтобы кровь разлилась с гор по городам России. Так, взрыв ФСБ в Ингушетии вышел сегодня на первые полосы крупных европейских СМИ, чего не было со времени Норд-Оста. Но не окажется ли при такой политике Запада это слишком поздно для России, как то было в случае попустительства Гитлеру в Германии?

А своими силами страна с этой кремлёвско-лубянской гангреной, похоже, уже не справится. Возможно, фарс президентских «выборов» в Чечне есть лишь репитиция готовящегося фарса «выборов» президента России.

Материал отличный, хорошо сделанный и поданый редакцией. Но колокол Новой газеты, похоже, бьёт набат в пустыне?

Владимир Багрянский, «Новая Газета»
www.novayagazeta.ru