Пространство без народа

В следующем месяце хозяином саммита "большой восьмерки" будет самоуверенный Владимир Путин. Сейчас чистят улицы Санкт-Петербурга, вывозят из города бомжей, возможно, даже будут уволены наиболее коррумпированные чиновники. В последние годы активность российской внешней политики все возрастает. Ведущее положение Советского Союза, который распался 15 лет назад, должно быть восстановлено хотя бы частично, по крайней мере, на пространстве от Молдавии и Украины до Кавказа и Средней Азии. Распад страны оказался большой травмой, так что старания Путина никого не удивляют. Кроме того, Россия как главный поставщик газа в Западную Европу чувствует свою силу. А еще она по-прежнему является ядерной державой, требующей к себе серьезного отношения.

Но гигантская страна страдает от фатальной слабости, о которой до недавнего времени даже не говорилось. Здесь, не считая Украины, самая низкая в мире рождаемость, и Россия, которую мы знали, постепенно исчезает. Точнее сказать, довольно быстро сокращается. Согласно прогнозам Организации Объединенных Наций, к середине столетия население Йемена будет больше, чем население России.

Возможно, опасность такой перспективы преувеличена, но сомнений в другом прогнозе быть не может. Население не только сокращается - меняется его этнический состав: сейчас от 12 до 18% населения России являются мусульманами (их точное число не известно). В сегодняшней Москве живет больше азербайджанцев, чем в Баку, а татар, наверное, больше, чем в Казани. К середине века мусульманином будет как минимум каждый четвертый российский гражданин. На Кавказе, на Волге, но также и в Москве эта группа населения выдвигает далеко идущие политические требования, не делая из этого никакого секрета. И это в то время, когда все чаще звучит лозунг "Россия для русских", и исходит он не только от правых экстремистов.

К этому следует добавить, что в течение последнего десятилетия на 40% сократилось население на российском Дальнем Востоке и на столько же, если не больше, - на Крайнем Севере. Негостеприимная Сибирь, которая никогда не была густо заселена, пустеет все больше. За последние годы исчезло 11 тысяч деревень и 290 городов. В следующем десятилетии та же участь может постичь еще тысячи населенных пунктов.

Почему раньше в России этого не замечали? Одна из причин заключается в том, что правительство сидит в Москве, а приток иммигрантов в российскую столицу значителен. Условия жизни здесь гораздо лучше, зарплата - тоже. Сегодня население большой Москвы составляет 15 миллионов, на дорогах сплошные пробки. Но сколько людей через двадцать лет все еще будет жить по ту сторону Урала? И где тогда будут проходить границы России - ведь ни природа, ни политика не терпят пустоты?

Только в последние месяцы российские политики осознали, сколь серьезно положение. Евгений Примаков, бывший премьер-министр, заявил на одной конференции, что в 2050 году России просто не будет, если положение коренным образом не изменится. Возможно, он несколько преувеличил, но границы этой огромной страны будут проходить не там, где они проходят сейчас, а от великодержавных планов мало что останется.

Национальный Совет безопасности России принял решение выделить многие миллиарды рублей на повышение уровня рождаемости. Российские матери будут получать за рождение второго ребенка 250 тысяч рублей и еще больше - за рождение третьего и четвертого. Но исторический опыт показывает, что политика стимулирования рождаемости имеет краткосрочный эффект - большого успеха в этом плане не достиг ни Гитлер, ни Сталин. Швеция и Франция поощряют молодых матерей различными способами, но результаты очень скромные. Согласно опросам, около 50% российских женщин вообще не хочет иметь детей, так как, по их словам, времена слишком неспокойны, а стоимость жизни слишком высока.

Как производитель и экспортер энергоносителей Россия сейчас неплохо зарабатывает, но большая часть населения от этого мало что имеет. Что же касается великодержавной политики российского правительства, то в Москве начинают понимать, что доходы от экспорта природного газа достаточной базой для нее не являются.

В 20-е и 30-е годы бестселлером в Германии была книга Ганса Грима "Народ без пространства". В сегодняшней России сейчас появляются первые книги с названием "Пространство без народа".

Вальтер Лакёр

Die Welt

(перевод с Inopressa.ru)