Сеиди Сейидназар Хабиб – ходжа – огълы – величайший гений туркменской поэзии.

28 октября 2006 в 18:14

Классическая туркменская поэзия отличается невероятным богатством, яркостью художественных образов, духовной зрелостью и философской глубиной. XVIII-XIX века породили целую плеяду великих туркменских поэтов, в числе которых: Махтумкули, Кемине, Зелили, Сеиди, Кятиби, Кадырберды оглы Молланепес, Мятаджи. Произведения каждого из них являются кладезем мудрости и нравственной чистоты. Они воздействуют на душу своей красотой и заставляют разум задуматься над содержащейся в них сутью. На общем фоне ярко выделяется личность поэта-воина Сеиди (1775-1836).

           

Поэт родился в семье муллы. Учился в медресе Хивы и Бухары. Приобрел известность как поэт и певец - сказитель - бахши. Он остро ощущал несоответствие современных ему государств (ханств, эмиратов) нормам Ислама. Видя как невежественные правители грабят всех подряд и прикрываются Шари'атом, видя как лицемерные имамы прислуживают этим правителям, пытаясь скрыть Свет Религии Аллаhа, Сеиди не смог остаться в стороне. Он возглавил борьбу туркменских племен против такого положения вещей. Поэт погиб в бою.

           

Среди дошедших до нас произведений Сеиди много нравоучительных, обличительных и героико-патриотических стихов. Кроме того, широко известна его лирика. Когда читаешь его стихи, просто поражаешься накалу страстей, величию душевного порыва и болью поэта за судьбы Ислама и мусульман. Эти стихи очень актуальны и в наше время, ведь те пороки, которые видел Сеиди, с которыми он боролся, изменили свою форму, но не сущность. К большому сожалению, Исламский мир все еще поражен ими. Пламенная поэзия мятежного Сеиди не может оставить равнодушным истинное мусульманское сердце. Без лишних слов приводим некоторые из его стихов. Просим Аллаhа всевышнего простить грехи Исламского поэта, нашего туркменского брата Сеиди, и даровать нам крепкую Веру и душевный жар для защиты Ислама!

Аллаhу Акбар!!!

                                               «Между делом».

Говорю про наше время, не скрывая осужденья:

Мир в стяжательстве презренном погрязает, между делом.

Есть такие, что, свершая каждый день грехопаденье,

Злобой собственные души распаляют, между делом.

Богатеи-скупердяи неимущих обобрали,

Из души ожесточенной верность многие изгнали.

Молодухи и девицы стыд последний потеряли

И легко к дурному сердце приучили, между делом.

Если помыслы нечисты, то душа и тело грязны, -

Попирая добродетель, хвалят то, что безобразно,

Безнаказанно клянутся, поступая несуразно, -

Сатана слепые души обольщает, между делом.

Я слова напрасно трачу, равнодушных поучая,

Сатана за окаянство изгнан Богом был из Рая,

Ох, беспутно вы живете, дни вслепую расточая, -

Жизнь в мгновенных наслажденьях пролетает,

между делом.

Те, кто носят из атласа или бархата халаты,

Что хотят, то вытворяют, если знатны и богаты.

Хан надменный, отступая от законов Шариата,

Недозволенную пищу потребляет, между делом.

Этот мир исполнен скверны и бесчестного обмана.

Трубы светопреставленья возгласят конец нежданно,

Поглядите-ка на мужа, на ученого ишана -

Тянет руку, побираясь, вымогает, между  делом.

Сеиди речет: погибнет благонравный и негодный,

Смерть настигнет всех живущих на земле поочередно.

Тот, кто держится степенно, только с виду благородно,

Тайно подлые поступки совершает между делом.

                                               «Урок»

Я расскажу вам о былом:

Казалось легкой жизнь вначале,

Сиротство нас ждало потом,

Мы прежде жили без печали.

Беспечно годы детства шли,

Достаток после обрели -

Клочок сухой своей земли,

Где мы, случалось, бедовали.

Потом узнали, что обман

Ждет обделенных мусульман.

Когда у мужа пуст карман,

Подарок купит он едва ли.

И неудач и козней тьма -

Их жизнь готовила сама.

Иные полнят закрома,

Другие совесть потеряли.

Правдивый выслушай совет:

Кто внемлет, тот избегнет бед.

В Аду за сплетни и навет

Жестокосердных наказали.

Для посторонних странно глаз,

Что кто-то рядится в атлас,

Другим нет хлеба про запас, -

Всю жизнь они недоедали.

Глаза в не вытертых слезах,

Гнетет за будущее страх,

Одно осталось: видеть в снах

Тот край, который потеряли.

Внемлите жалобе моей:

Шах - самый худший из зверей, -

Он лучших истребил людей,

Смердящим псом его прозвали.

Не шах - базарный вор, друзья.

Его геенна ждет, грозя.

Презрел, чего забыть нельзя, -

Завета грозные скрижали.

Речь Сеиди урок таит,

Живи, как нам Ислам велит,

Пусть мертвый прах в земле лежит,

Покуда трубы не взыграли.

                                   «Придет»

Когда восплачут все рабы,

Бог милосердный к нам придет,

Под звон архангельской трубы

В Рай всех страдальцев призовет.

К словам дурных доверья нет,

В сердцах святых неверья нет.

Тех, кто надеждой не согрет,

В любом деянье ждет просчет.

В день битвы красен глаз бойца,

Кровав песок, стучат сердца.

Кровь красит холку жеребца

И малодушных страх берет.

Гордись арабским скакуном,

Бодрись, вступая в бой с врагом.

Когда сражений грянет гром,

Постыдной дрожью труса бьет.

Придвинь голодному еду,

Он съест мгновенно, на виду

Коль храбрый попадет в беду,

Помочь Шахимердан придет.

Пред нами испытаний путь,

Но терпелив в пустыне будь,

Знай, Страшный суд не обмануть -

Прощанье только добрых ждет.

Твой род продлится в сыновьях,

Когда их нет, то он зачах.

За все хорошее Аллаh

Сторицей людям воздает.

Пока жива во мне душа,

Дышу, печаль свою глуша,

Дела полезные верша, -

Сам Сеиди похвал не ждет.

                                               «Не станет»

Когда весенний зной придет,

Бурлить в горах поток не станет,

Когда мороз на сад дохнет,

Цвести любви цветок не станет.

Смерть - птица, чей невидим след,

Путей обратных мертвым нет, -

Вождей, уставших от побед,

Львов, барсов минет срок - не станет.

Темнит рассудок сатана,

У смерти всем одна цена.

Такие будут времена -

Никто топтать песок не станет.

Никто от смерти не уйдет.

Когда последний час пробьет,

Богатство хана не спасет, -

Того, кто был жесток, не станет.

Тому, кто не растил детей,

Уныло жить на склоне дней.

Очаг - могилы холодней, -

Хранить его сынок не станет.

Жизнь - проходящий караван, -

Один конец всем сущим дан,

Кто был рабом, а кто ишан,

Всех Бог судить едино станет.

                                   «Может»

Злодей глядит исподтишка,

Он обмануть любого может.

Он сплетни сыплет из мешка

И очернить святого может.

Живут без страха и стыда,

Поганой сделалась еда,

Нет в доме хлеба - не беда,

Кормить детей полова может.

Пристойность посрамив, иной

Бородку красит рыжей хной,

Ишан, украшенный чалмой,

Оставить нас без крова может.

О смертном часе позабыв,

Ум на хмельном пиру пропив,

Мулла сидит, живот набив,

Он одуреть от плова может.

Спеша полней набить карман,

Забыли Веру и Коран.

Кто этих падших мусульман.

Остановить сурово может?

Взошли неправды семена,

В безверье ввергнута страна

И обольститель сатана

Явиться к нам без зова может.

                                   «Попустительство»

Порой джигитам удалым,

Богатство души растлевает,

Внезапный залп, ружейный дым

Небесный полог застилает.

Отважный, трусов избегай,

Им тайных дум не доверяй.

Коня в пустыне сберегай,

Беда, когда он захромает.

Пир попрошайкой жалким стал, -

Он легких денег возжелал.

Хоть он себя «сопи» назвал,

Но и чалму и сан марает.

Коль лекарь начал мзду ломить,

То как больного исцелить?

Не может хворый боль сносить -

Его болезнь одолевает.

Тревогой Сеиди объят:

Муллы презрели шариат.

Бог за бесчинства и разврат

Людей имущих покарет.

                                   «Лебаб»

Лебаб бесчестьем заражен,

Царит в нем скверна и разврат.

Родных и близких гонят вон,

Приветить вора норовят.

Двуличный царствует злодей,

Святым слывет прелюбодей.

Изгнали праведных людей -

Лебаб похож на смрадный ад.

Лишь изворотливые все

Живут в довольстве и красе.

Ахуны, кончив медресе,

Презрели древний Шариат.

Настало время черных смут.

В глаза друг другу люди лгут.

Ожесточенный правят суд

Над теми, кто не виноват.

Беспечным быть прошла пора,

Друзей любить - прошла пора.

Спокойно жить - прошла пора,

Кругом и свары и разлад.

Одни в жестокой нищете,

Другие в праздной суете.

В заботе о своем скоте

Родного брата предал брат.

Отвергнув мудрого совет,

Спешат за подлым вором вслед.

Я, Сеиди, на склоне лет

Хочу идти с благими в ряд.

                                   «Ныне»

Позор тому, кто оробел,

Судьба его обманет ныне.

Враг осквернил родной предел,

В отважном дух воспрянет ныне.

Бог даровал оплоты нам -

У нас Халач-Джелан, Китнам.

Кто рвется отомстить врагам,

Тот на Чарджоу грянет ныне.

В сраженье правом смерть сладка,

Кровь красит порубань клинка,

Жизнь супостата коротка -

В небытие он канет ныне.

А те, кто страхом сражены,

Уткнутся пусть в подол жены...

Нам сабли трусов не нужны,

За право храбрый встанет ныне.

Эй, эрсари, пойдем в поход,

И враг реки не перейдет.

Джигит со знаменем, вперед!

Оно цветет и манит ныне.

Пусть, гром пальбы ласкает слух.

С концов ударим сразу двух.

Потешим волчьей схваткой дух,

Враги у нас в капкане ныне.

Когда враждуют племена,

Отчизна разъединена.

Чем дань врагу платить сполна,

Пусть каждый саблю вскинет ныне.

Слог Сеиди горит огнем,

Пять дней раздольно проведем,

Чарджоу с бою мы возьмем,

Руиной крепость станет ныне.

Подготовил Али Бекхан