Гарун аль-Рашид в Гудермесе

25 августа 2008 в 16:52

Не секрет, что значительное число нынешних чеченских чиновников, в обязанность которых входит в том числе и регулярное принесение публичных клятв верности России, - бывшие сепаратисты. Немало среди них и тех, кто не менее верно служил всем президентам Ичкерии, начиная с Дудаева и заканчивая Масхадовым. Упоминать о бывших чеченских руководителях в стенах государственных учреждений - в позитивном ли, негативном контексте - почти преступление, поэтому новейшая чеченская история давно эмигрировала на частные кухни.

Но то, что не дозволено быку, как известно, дозволено Юпитеру. Юпитер Рамзан Кадыров частенько пользуется правом вспомнить недавнее прошлое, когда в очередной раз хочет подыскать аргументы в пользу нехитрого тезиса о том, как плохо было раньше и хорошо стало сейчас. В последний раз он это сделал 21 августа на совещании правительства в Грозном, где, наряду с другими, обсуждалась и проблема повального пьянства в Чечне.

Рамзан Кадыров обвинил масхадовские власти в лицемерии. Они, дескать, дискредитировали само понятие "шариат", когда «сами хлестали в банях водку, а людей, сделавших глоток, наказывали палками». Кадыров вспомнил, как при Масхадове людей, завозивших водку в республику, отпускали за взятки, а тех, у кого находили бутылку, припасенную к праздничному столу, наказывали по полной программе.

«Масхадов сам пил водку, хотя и провозгласил шариат. Мне рассказывали его охранники, как они ездили к Аушеву париться в бане, глуша водку и попивая вино», - сказал Кадыров. Тут же на совещании нашелся и свидетель, к которому Рамзан обратился, чтобы тот подтвердил его слова.

Выдав таким образом тайны масхадовского двора, Кадыров поведал о сегодняшнем положении дел в области употребления спиртных напитков во вверенной ему республике. Картина, нарисованная президентом, оказалась не слишком радужной. Рамзану Кадырову, решившему как-то по примеру халифа Гарун аль-Рашида сркытно понаблюдать за жизнью соотечественников в ночном Гудермесе, пришлось пуститься в погоню за пьяным 17-летним подростком. Тот удирал от главы республики в машине на огромной скорости, а будучи пойман, оказался близким родственником Кадырова.

Но кроме пьяного родственника-подростка Рамзана Кадырова поразило и то, насколько открыто сегодня чеченцы предаются различным порокам. Они не только не прячут сигарету от старших, как это бывало раньше, а без всякого стеснения пьют водку на обочинах дорог, расставляя бутылки прямо на крышах своих автомашин.

Впрочем, повальное пьянство в Чечне - не новость. Если говорить прямо - это результат целенаправленной политики, которая восходит еще к советским временам. Именно тогда нацкадры, в том случае, если им открывали дорогу к карьерным достижениям, проходили через своего рода обряд унификации, включавший в себя науку тяжелого водочного застолья. В новые времена эта практика была актуализирована военными властями. Пьющие чеченцы во время зачисток автоматически получали нечто вроде отпущения грехов в соответствии с простой логикой: пьет, значит, не ваххабит.

Но несмотря на то, что настало время бороться с пьянством, Рамзан Кадыров определенно не собирается вводить в республике шариат. Поскольку это слово вызывает у людей стойкое отторжение, он намерен повысить нравственность жителей Чечни, используя старинные законы-адаты. Правда, по мнению Кадырова они не должны противоречить российским законам. Но это, скорее, малозначимая дежурная отговорка, экивок в сторону Кремля.

На упомянутом совещании чеченский руководитель раскрыл оперативную тайну: в отряды Докки Умарова якобы внедрены люди, собирающие информацию о планах вооруженного подполья. Так, недавно одна из групп войска Имарата Кавказ планировала атаковать кадыровцев в селе Саади-Котар. Однако, их замысел был раскрыт благодаря своевременной информации, поступившей из окружения Умарова. В результате засады удалось убить шестерых членов группы. Трое из них, по утверждению Кадырова, оказались в лесу совсем недавно. Таким образом, по мнению главы Чечни, Умаров и его арабские инструкторы посылают воевать новобранцев, а сами отлеживаются в горах. Но больше всего Кадырова возмутил тот факт, что в лес ушли несколько девушек. «Что за газават они собираются совершить в лесу с мужиками?» - вопрошал неичкерийский президент.

Между тем, власти республики пытаются подобраться к членам вооруженного подполья, в том числе используя и нетрадиционные методы борьбы. В последнее время они стали действовать через родственников боевиков. Происходит это следующим образом: родных и близких тех, кого подозревают в принадлежности к подполью, заставляют зачитывать под видеосьемку обращения к родственникам с просьбами выйти из леса. Замученных постоянным ожиданием беды женщин вынуждают отрекаться от сыновей и проклинать их за то, что ослушались родителей.

В городе Аргун местные власти приняли решение изгнать из села родственников моджахедов. Когда-то в Чечне таким образом сельские общины выселяли преступников. Правда, пока до применения на практике сурового вайнахского закона не дошло. По всей видимости, чрезмерно ретивого чеченского президента одернули кремлевские чиновники во время его недавней поездки в Москву, объяснив, что вопросы депортации населения находятся исключительно в компетенции федерального начальства. Вернувшись в Чечню, Рамзан Кадыров сказал лишь, что вовсе и не собирался подвергать репрессиям соотечественников, а просто вел с ними воспитательную работу. Но по законам гор, которые все еще ожидают своего часа.

Джамбулат Аре

Источник: Watchdog