Спектакль одного актера

4 августа 2009 в 13:50

На чеченской политической арене продолжается многоактный спектакль, где единственная роль отведена Ахмеду Закаеву. Артист чеченского драматического театра, участник первой военной кампании в Чечне, политическая фигура второй военной кампании, все никак не может определиться со своей последней ролью. На фоне изменения вектора конфликта в Чечне: с чеченско-росийского на внутричеченский конфликт, Ахмед Закаев не может найти себе место в столь непонятной для многих раскладах чеченского политического уклада.

В свое время, в бытность еще Аслана Масхадова, он пытался вести переговоры с политической точки зрения, не имевшего ни какого авторитета в РФ Иваном Рыбкиным, впоследствии согласился даже на «переговоры» с российским комитетом «Солдатских матерей». Можно было подумать, что ему нет разницы с кем вести переговоры, лишь бы был сам процесс. Дело в том, что в этом, как раз и была его задача. Путем вечного ведения каких-то переговоров, он удерживал тем самым свое политическое влияние в обществе.

Смерть Аслана Масхадова (8 марта 2005 года), стала, по-сути, и началом его заката как активной политической фигуры. Не имея своих сторонников среди воюющих боевиков, он не мог уже представлять себя как независимого политика, способного оказать какое-нибудь давление на ход событий.

Убийство Абдул-Халима Садулаева (в июне 2006 года) и избрание его приемником Доки Умарова, казалось, дает шанс ему заново стать не просто политиком, но и играть первую скрипку. Дело в том, что Ахмед Закаев и Дока Умаров, давние друзья. Однако, близкое окружение Доки Умарова переиграли влияние Ахмеда Закаева, и повели его по пути строительства исламского теократического образования Имарат Кавказ.

Поняв свое поражение за влияние на нового лидера, Ахмед Закаев попытался переманить командиров на свою сторону, призывая их оставаться приверженцами демократической Конституции от 1992 года. На какой-то момент казалось, что и здесь сопутствует ему удача, но командиры избегая внутреннего раздора, пошли на признание Доки Умарова своим лидером, и выступили один за другим против декларирования им Конституции, то есть тем самым, отрезав Ахмеду Закаеву саму возможность спекулировать ими в своей политической игре зарубежом.

Создав довольно таки сомнительный «кабинет министров», якобы опирающийся на решения парламента ЧРИ, Ахмед Закаев спровоцировал новый раздел в стане ичкерийцев находящихся за рубежом. Ссылки на Парламент тем более были сомнительны, так как от того Парламента, который был всенародно избран в январе 1997 года, практически осталось не более 10 членов Парламента. Да и то, не все из них решились пойти на эту сделку с Ахмедом Закаевым. Таким образом, ичкерийцы сегодня представляют массу «законно» избранных и «легитимных» политиков, которые представляют узкий круг людей, пытающихся захватить нишу «публичных» политиков Ичкерии.

На этом фоне Ахмед Закаев в 2008 году начинает заигрывание с Рамзаном Кадыровым. Делая взаимо исключающие заявления, он вводил в заблуждение всех, в том числе и своих уже немногочисленных сторонников, которые вынуждены были уйти из его окружения и сформировать свой лагерь сторонников Ичкерии (Иса Мунаев). Впоследствии был отстранен его самый приближенный человек Яраги Абдуллаев.

Слухи о возможном отъезде Ахмада Закаева, начиная с 2009 года, уже подтверждал и Рамзан Кадыров, который не скрывал, что он хочет его заполучить, как яркого представителя Ичкерии.

Нынешние переговоры, которые прошли в Осло, и которые будут продолжены в самое ближайшее время, носят характер частного выпрашивания гарантий. Ахмед Закаев фигурирующий в списках Интерпола, не может себе позволить посетить Чечню только на гарантиях Рамзан Кадырова, ему необходимы гарантии от Прокуратуры РФ, о том, что он не будет привлекаться к уголовной ответственности, за преступления которые он не совершал.

Вопрос не в том: вернется или нет Ахмед Закаев в Чечню. Конечно, вернется, и вернется в самое ближайшее время. Вопрос в другом: - что будет, когда Рамзан Кадыров поймет, что он так долго выторговывал человека, за которым никого нет?

Хотя у Ахмеда Закаева всегда будет возможность взять на себя миссию по работе с чеченцами, оказавшимися за рубежом, что также может быть слабым утешением для Рамзана Кадырова. Но, опять же, разговор будет с теми, кто совершенно не представляет какой-либо опасности (или скажем интереса) для РФ, то есть с теми, кто уехал не по тому, что был приверженцем идеи Ичкерии, а с теми, кто покинул Чечню в поисках лучшей доли.

Вслед за переговорами мы стали свидетелями душераздирающей сцены: Ахмед Закаев отдает распоряжение о прекращении нападений на местную кадыровскую милицию. В пресс-релизе ичкерийского Парламента находит поддержку данное распоряжение, и оно должно символизировать мирные намерения Ахмеда Закаева во имя всечеченского мира (chechenpress.org от 26 июля 2009 года).

В заявлении для прессы, парламент Ичкерии указывает, «В этой связи все участники заседания поддержали предложение поручить начальнику Генштаба ВС ЧРИ», было бы куда лучше, если бы Парламент открыл бы имя этого секретного начальника Генштаба ВС ЧРИ, может быть, некоторым было бы приятно узнать, что такой вообще существует в мире. Как известно, примерно с такими полномочиями у Доки Умарова есть амир Магас (Ахмад Евлоев), но что-то трудно было бы поверить, что амир Магас принял бы приказ Ахмеда Закаева, не говоря уже о том, что сегодня 2 августа, именно в Ингушетии были расстреляны трое жителей из числа марионеточных структур (МЧС Ингушетии).

Все было бы смешно, если бы не было бы горько и обидно за столь пустые ничем не подкрепленные демарши вчерашних политиков Ичкерии. Теперь всем осталось найти командира в Чечне, который взял бы на вооружение предписание Ахмеда Закаева. Не стоит брать в расчет «виртуальные» подразделения, которые были созданы исключительно в умах нескольких человек из окружения Ахмеда Закаева. На самом деле, мы не увидим ни одного видеообращения реального командира, по одной только причине, что таковых в Чечне у Ахмада Закаева просто-напросто нет.

Таким образом, спектакль с участием одного актера, не будет прерван его поездкой домой, мы все будем зрителями, в котором он будет продолжать роль «ведущего» политика Ичкерии. Только уже зрителей не будет интересовать конец спектакля, так как они для себя уже решили, что конец наступил задолго до закрытия занавеса.

ЧеченОрг