Первый конфликт между христианским и исламским мирами. Чья вина?

17 февраля 2011 в 01:41

В настоящее время немусульмане  активно пытаются очернить Ислам и выдать его в образе терроризма. Появились лженаучные статьи, которые пытаются сравнить Ислам с нацизмом и пытаются свалить все беды человечества на мусульман. Появились даже фантазёры и романтики средневековья, утверждающие что «Крестовые походы» были ответом на мусульманскую агрессию. Конечно, любой человек, знающий историю, посмеётся над этими обвинениями, но всё же я думаю, что лучше будет, если мы всё равно посмотрим на историю и сделаем из неё свои выводы.

Итак, мы рассматриваем конфликт между Западом и Исламом, между христианством и Исламом. Для начала нам надо посмотреть на отношение Пророка Мухаммада (а.с.с) к христианам, в том числе и к одной из империй тех времён – Византии.

Пророк Мухаммад (а.с.с) не признавал христианское учение того времени за истину, но и не относился к христианам враждебно, кроме того, предостерегал своих сподвижников, чтобы они не трогали невинных христиан и не причиняли им вред. Доказательством этому служит фирман Пророка Мухаммада (а.с.с) который являлся охранной грамотой и был направлен христианскому монастырю Святой Екатерины в 620-е годы.

Фирман гарантировал монастырю неприкосновенность, свободу проведения в нём богослужений, а также предоставлял синайским монахам налоговые льготы. Этот фирман был дан Мухаммадом (а.с.с) в марте 622 года, после его победы над язычниками при Бадре, после того, как синайский монастырь направил к нему в Медину делегацию с дарами.

В качестве причин дарования привилегий архиепископ Констандиус сообщает: «Мухаммад, будучи доволен приёмом, сделанным ему на Синае в начале его проповедования, и заметив, что правила синайцев заключались в тихой и благочестивой жизни, в знак благодарности дал своим наследникам письменное завещание, которым подтвердил прежние привилегии, Юстинианом данные, и добавил к ним ещё и свои».

Сейчас оригинал этого фирмана находится в Стамбуле. В монастыре хранится его перевод на турецкий язык, на который велел перевести Сулейман I. Какое же отношение было Пророка Мухаммада (а.с.с) к самой Византии? Об этом можно узнать в тридцатой суре – «Румы»:

«Алиф. Лям. Мим. Повержены римляне в самой низкой (или ближайшей) земле. Но после своего поражения они одержат верх через несколько (от трех до девяти) лет. Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого. В тот день верующие возрадуются помощи Аллаха. Он помогает, кому пожелает. Он – Могущественный, Милосердный. Таково обещание Аллаха, и Аллах не нарушает Своего обещания, однако большинство людей не знают этого» (30:1-6).

Эти аяты были ниспосланы в Коране в 620 году н.э., то есть примерно через 7 лет после сокрушительнейшего поражения византийцев-христиан от язычников персов. После того как Византия, или вторая Римская империя, проиграла войну, язычники Мекки обрадовались победе персов и сказали мусульманам:

«Мы тоже одержим победу над вами так же, как персы победили римлян – обладателей Писания». В аяте сообщалось, что в скором времени византийцы вновь одержат победу над персами. Однако в тот период Византия после понесённого сокрушительнейшего поражения от Персии в 613-614 гг. находилась в столь тяжёлом положении, что само существование империи было под угрозой.

Однако в 622 году император Ираклий с немногочисленным войском одержал небольшую победу над персами и отвоевал Армению, после чего началась череда успешных военных кампаний. Но вернёмся к главному. Как Ислам относился к христианам? Из приведённого нами аята, понятно, что Ислам при войнах Византии с язычниками был на стороне Византии, и всегда поддерживал Византию против язычников.

Теперь после приведённых исторических событий стоит задуматься, как всё-таки возник конфликт между двумя религиями, которые не относились друг к другу вражески? Для этого нам нужно узнать, когда возник всё же первый военный конфликт между христианами и мусульманами, в чём была причина конфликта.

Итак, 8 год от хиджры (это примерно 630 или 631 год). Пророк Мухаммад (а.с.с) отправляет своих послов с письмами в ряд стран для призыва их к Исламу, в том числе и Византийскому императору Ираклию и наместникам Византии. Одно из таких писем было отправлено наместнику Дамаска аль-Харису Ибн Абу Шимру аль-Гасани. В этом послании было сказано следующее:

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! От Мухаммада, посланника Аллаха, аль-Харису ибн Абу Шимру. Мир тому, кто следует правильным путём и верует в Аллаха. Поистине, я призываю тебя верить в одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и тогда ты не лишишься своих владений».

Это послание было поручено доставить Шуджа‘у ибн Вахбу аль-Асади, который был родом из племени асад ибн хузайма. Прочитав послание Пророка (а.с.с) аль-Харис отбросил его в сторону и спросил: «Кто же это может лишить меня власти?!», после чего он решил послать против мусульман свои войска, а Шуджа‘у ибн Вахбу сказал: «Сообщи тому, кто послал тебя, о том, что ты видел!», имея в виду своё войско. А потом он обратился к императору, испрашивая у него позволения напасть на Посланника Аллаха (а.с.с) но император удержал его от этого, и тогда он одарил Шуджа‘а одеждой и деньгами и отпустил его с миром.

Если этот наместник воздержался от военных действий по приказу императора, то с другим наместником дело обстояло совсем иначе. Дело в том, что Пророк Мухаммад (а.с.с) также отправил письмо правителю Бусры, который также был наместником в Византийской империи. Доставить этому правителю письмо было поручено аль-Харису ибн Умайру аль-Азди. Однако когда аль-Харис добрался до Муты, что находится в Южной Иордании, его задержал и убил местный гассанидский правитель Шурахбиль ибн Амр. Стоит отметь, что это было объявлением войны, поскольку в средние века, если правитель хотел объявить войну, то он убивал посла того, кому объявлял войну.

В Медине мусульмане восприняли новость об убийстве своего посла и брата по вере и об объявлении войны с возмущениями и неприязнью. Ещё бы, кому понравится, если ему на ровном месте без причин объявили войну, да ещё и таким наглым образом?

Поскольку это действие византийского наместника было объявлением войны, мусульмане стали готовится к войне. Пророк Мухаммад (а.с.с) велел готовить к выступлению войска общим числом в три тысячи бойцов, поручив командование Зайду ибн Харисе и сказав: «Если Зайда убьют, командование примет Джа‘фар ибн Абу Талиб, а если погибнет и Джа‘фар, пусть командует Абду-Ллах ибн Раваха», после чего Зайду ибн Харисе было вручено белое знамя.

Пророк, ﷺ, велел участникам похода добраться до того места, где погиб аль-Харис ибн Умайр, призвать его убийц к Исламу и сразиться с ними, если они откажутся, и сказал воинам: «Выступайте с именем Аллаха и на пути Аллаха и сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха, но не поступайте вероломно и не преступайте границ, не убивайте детей, женщин, стариков и уединяющихся в своих кельях, не вырубайте ни пальм ни иных деревьев и не разрушайте никаких строений!». После этого армия двинулась в путь. Пророк же, ﷺ, проводил воинов до Санийат аль-Вида, попрощался с ними и вернулся в Медину.

Когда мусульмане подошли к Ма‘ану, что находится в Южной Иордании, до них дошли сведения о том, что Ираклий во главе стотысячного войска находится в Ма‘ане, а кроме того к нему на помощь подоспело стотысячное войско сирийских арабов. Узнав об этом, мусульмане в течение двух дней держали совет, решая вопрос о том, следует ли им отправить гонца к посланнику Аллаха (а.с.с) с просьбой о подмоге или же вступить в бой своими силами.

Абду-Ллах ибн Раваха стал побуждать своих товарищей к сражению, говоря, что смерть на поле брани, которой они боятся сейчас, с самого начала была их целью, поскольку все они были готовы отдать жизнь за веру. Он сказал: «Сражаемся мы не благодаря силе или численности, а только благодаря той религии, которой Всевышний Аллах почтил нас, и есть у нас в подобных обстоятельствах лишь две прекрасные возможности: либо победить, либо пасть за эту религию!». Выслушав его, люди сказали: «Клянёмся Аллахом, ибн Раваха говорит правду!», после чего они двинулись вперёд, дошли до Муты и стали готовиться к бою.

Через некоторое время началась жестокая и страшная битва, подобных которой в истории человечества было крайне мало, ибо в этот день трёхтысячный отряд не только не побоялся вступить в бой с огромной армией, насчитывавшей в своих рядах двести тысяч человек, но и сумел выстоять под её ударами. Полчища вооружённых до зубов людей нападали на мусульман в течение целого дня, потеряв многих своих лучших бойцов, но так и не смогли нанести им поражение.

Зайд ибн Хариса взял в руки знамя мусульман и долго сражался, пока не погиб на пути своего Господа. Из его рук знамя принял Джа‘фар ибн Абу Талиб, бросившийся верхом на своём коне в самую гущу боя. В ходе сражения ему отрубили обе руки, но он продолжал прижимать знамя к своей груди обрубками рук, пока не погиб, получив более девяноста ранений. После его гибели знамя подхватил Абдулла ибн Раваха, который через некоторое время также пал на поле брани.

После этого знамя мусульман взял в свои руки Сабит ибн Аркам, обратившийся к мусульманам с такими словами: «Выберите себе амира!», и они выбрали амиром Халида ибн аль-Валида. Благодаря этому знамя мусульман попало в руки одного из лучших воинов Аллаха, и Халид ибн аль-Валид, да будет доволен им Аллах, ринулся в бой, который был столь жарким, что в руках его сломалось целых девять мечей. Что же касается посланника Аллаха (а.с.с) то в тот же день, когда произошло это сражение, он сообщил своим сподвижникам о гибели троих командующих и о том, что командование принял Халид ибн аль-Валид, которого он назвал «мечом Аллаха».

К исходу дня противники вернулись на исходные позиции, а на следующий день Халид, да будет доволен им Аллах, перегруппировал свои силы, поменяв местами авангард с арьергардом, а правый фланг – с левым. В результате этой перегруппировки противники решили, что к мусульманам подоспело подкрепление, что внушило им страх. После ряда непродолжительных столкновений Хадид начал отводить своих воинов, противник же не решился на преследование, опасаясь ловушки.

Мусульмане отошли к Му’те и в течение семи дней сдерживали натиск врага, после чего войска были разведены окончательно, и сражение на этом закончилось, поскольку византийцы были уверены в том, что к мусульманам постоянно прибывают свежие силы, и что те стараются заманить их в пустыню, откуда они уже не вернутся. Благодаря этому мусульманам и удалось, в конце концов, склонить чашу весов на свою сторону.

Во время этого похода мусульмане потеряли убитыми двенадцать человек. Что же касается потерь византийцев и помогавших им арабов, то можно сказать лишь то, что они были весьма ощутимыми.

Данная битва в мусульманских источниках называется «битва при Му’те». Она является веским аргументом в пользу того, что первую войну между христианами и мусульманами начали не мусульмане, а именно христиане, поэтому-то раннее и было указано, как мусульмане относились к христианам.

И вот уже прошло время после кровавой битвы. После битвы при Му’те, авторитет Византии и её армии в глазах арабских племён, живших на границах с Сирией, упал, в то время как успех  3  тысяч мусульман, сумевших сдержать натиск 200-тысячного войска, произвёл на них очень сильное впечатление. В результате этого племена стали подумывать о независимости. Для Византии это было серьёзным сигналом, ведь потеряв Ближний Восток, она потеряет, можно сказать, всю империю, поскольку Запад она тоже уже не могла контролировать так, как раньше. У Византии также всё ещё оставались обида и злоба за поражение в битве при Му’те, и по этой причине она жаждала отомстить.

В разгар лета сирийские торговцы принесли в Медину слух, что Ираклий готовит огромное войско для нападения на Аравию, и что арабы племён Лахм и Гассан собрались в Заиорданье. Узнав о приготовлениях противника, посланник Аллаха (а.с.с) стал отовсюду призывать к себе мусульман, открыто объявляя им о цели предстоящего похода. Это делалось для того, чтобы люди смогли должным образом подготовиться к нему, поскольку стояла сильная жара, а путь был неблизким. Кроме того, это был период созревания плодов, и людям больше всего хотелось укрыться в тени деревьев.

После того как мусульмане собрали определённое количество припасов, которые необходимы для похода, они двинулись в сторону Табука. Это был 9-ый год по хиджре, месяц раджаб, первое число. Количество мусульман, вышедших на Табук, было приблизительно 30 000. За себя Пророк Мухаммад, ﷺ, оставил Мухаммада ибн Масламу, дома остался и Али ибн Абу Талиб, которому было велено присматривать за семьёй Пророка (а.с.с). Нести главное знамя было поручено Абу Бакру ас-Сыддику, знаменосцем мухаджиров Мухаммад (а.с.с) назначил аз-Зубейра, знаменосцем ауситов – Усайда ибн Худайра, а знаменосцем хазраджитов – аль-Хаббаба ибн аль-Мунзира.

Поскольку на каждых восемнадцать воинов приходился только один верблюд, через некоторое время люди стали голодать, и им приходилось употреблять в пищу, листья кустарника, от которых у них опухали губы, и забивать верблюдов, используя для питья жидкость, скапливавшуюся в их желудках.

Когда византийцы узнали о появлении посланника Аллаха, ﷺ, в Табуке, их боевой пыл угас, и они не решились вступить в бой с мусульманами, рассеявшись по разным областям своей страны.

Что же касается Пророка, ﷺ, то он пробыл в Табуке двадцать дней, наводя страх на врага и принимая прибывавшие к нему делегации. Так, к нему прибыл правитель Айлы Йуханна (Иоанн) и представители Джарбы, Азруха и Мины, заключившие с Пророком (а.с.с) мирные договоры на условиях выплаты подушной подати (джизьи) и отказавшиеся принимать Ислам. Посланник Аллаха (а.с.с) вручил Йуханне грамоту с гарантиями безопасности ему лично и всему населению Айлы, где указывалось, что их корабли и караваны берутся под защиту, и что они имеют право передвигаться и селиться, где хотят.

Представителям Джарбы и Азруха была вручена грамота, гарантировавшая им безопасность на условиях выплаты ими ста динаров в год. Что же касается представителей Мины, то они заключили с Пророком (а.с.с) мирный договор, обязавшись отдавать мусульманам четверть своего урожая.

Через двадцать дней Посланник Аллаха (а.с.с) двинулся обратно в Медину, потратив на путь в оба конца тридцать дне. Всего же он отсутствовал в Медине в течение пятидесяти дней.

После этих двух конфликтов отношения Ислама с Византией полностью ухудшились и в дальнейшем приводили к большим конфликтам. После смерти Пророка Мухаммада, ﷺ, войны с Византией становятся всё чаще. В результате таких сходных битв как при Мине, Табуке, Ясрибе Византийская империя стала слабеть, в результате чего она потеряла страны Шама, а ещё позже император Византийской империи Алексей I Комнин обратился за помощью к римскому «папе» Урбану II, который принял его в 1095 году. Алексей I Комнин просил, чтобы Урбан II помог ему в борьбе против мусульман, на что Урбан дал согласие, и в марте того же года объявил крестовый поход, и обещал простить грехи всем, кто участвует в войне против мусульман. И так началась агрессия других христианских стран против мусульман. Но это уже совсем другая история…

Исламский историк Шевкет Хабипов

Использованная литература:

«Жизнеописание пророка Мухаммада, ﷺ», Ибн Хишам;
Перевод Корана, Эльмир Кулиев;
Фирман Пророка Мухаммада, ﷺ, хранящийся в Стамбуле;
«Египтиада», Арихиепископ Констандиус;

UmmaNews