Русский вопрос: Если не пить водку, то Россия распадется. Если пить, то тоже распадется

Русский вопрос: Если не пить водку, то Россия распадется. Если пить, то тоже распадется

Но мысль о доходах, которые могут принести налоги на водку, оказалась непреодолимым соблазном для Сталина, отменившего этот запрет ради укрепления коммунистической автократии. "Что лучше: кабала заграничного капитала или введение водки? — писал пламенный патриот земли и народа русского. — Ясно, что мы остановились на водке".

Водочные доходы сыграли свою роль даже в распаде советского государства. В 1985 г. Михаил Горбачев ограничил продажу водки, чтобы русские рабочие вернулись к конвейерам на строительство коммунизма. Поскольку акцизы на водку обеспечивали четвертую часть всего бюджета СССР, в результате доходы государства резко сократились. Кремль попытался залатать дыру в бюджете, печатая больше денег, что привело к гиперинфляции, ускорившей падение государства.

Предложенное Медведевым четырехкратное увеличение акцизов на водку возродят не только автократический стиль ведения политики, но и традиции использования алкоголя для увеличения бюджетных поступлений. Предлагаемые меры могут принести до 11,2 млрд. долларов дохода, и будет трудно совладать с соблазном сохранить, а то и увеличить этот уровень.

Кремль вновь попадет в свою извечную алкогольную западню. Осенью 2010 года министр финансов России Кудрин заявил журналистам, что лучшее, что могут сделать его сограждане для поддержки слабнущей экономики страны, — это больше пить и курить, и тем самым платить больше налогов.

"Кто пьет водку, — заявил Кудрин, — тот больше внесет средств на решение социальных задач: поддержка демографии, развитие других социальных услуг, поддержка рождаемости".

Проблема не только в том, что ради сохранения доходов у властей возникнет искушение свернуть свои антиалкогольные кампании. Если судить по опыту, то повышение цен на легальный алкоголь — с нынешних 3,50 до 14 долларов за полулитровую бутылку водки — подтолкнет русских к употреблению опасных напитков домашнего изготовления, а также ядовитых суррогатов: одеколона, средств по уходу за обувью и даже авиационного керосина. Именно на уроки прошлого ссылался недавно  Путин, аргументируя свое несогласие с идеей повышения акцизов.

Однако если Путин и Медведев намерены, борясь с русской алкогольной эпидемией, опираться на уроки истории, им необходимо более широко взглянуть на сомнительную историческую роль алкоголя как одного из столпов государственных финансов.

Прежде всего, сам Кремль должен сделать первый шаг к собственному выздоровлению, признав, что и у него есть проблема с алкоголем, и перестать ставить здоровье русских финансов в зависимость от несчастья своего народа, пишет американская газета.

Отдел мониторинга
КЦ