Збигнев Бжезинский: США стремительно теряют влияние в Исламском мире

Збигнев Бжезинский: США стремительно теряют влияние в Исламском мире

Политическое смятение накатывает волна за волной на Ближний Восток. «Происходящее, вероятно, обескураживает и угнетает Америку, посетовал в эксклюзивном интервью «Дар аль-Хайят» Збигнев Бжезинский, бывший советник президента США по вопросам национальной безопасности.

«Все это подводит черту под былыми завоеваниями и заслугами американской политики и дипломатии в регионе. Меня очень огорчает разочарование наших арабских союзников в том, что мы сегодня ведем себя безудержно стыдливо и застенчиво в таком важном процессе, как ближневосточное миротворчество».

Збигнев Бжезинский - американский государственный деятель, политолог, социолог, дипломат, один из ведущих идеологов внешней политики США, автор известных книг «Второй шанс» и «Великая шахматная доска: господство Америки и ее геостратегические императивы».

«Убежден, сказал он в беседе с нами, - только саудовско-турецкое сотрудничество в состоянии разрешить тяжелый внутриполитический кризис в Сирии. Режиму Асада в одиночку не справиться…»

***


«Дар аль-Хайят»: Господин Бжезинский, а что вы бы предприняли в той ситуации, в которой оказался сегодня арабский мир?

Збигнев Бжезинский: Можно ответить на ваш вопрос двояко. Прежде всего, надо тщательно разобраться в нынешнем ближневосточном феномене. И второе – всерьез отнестись к очень тонкой специфичности национальных подходов к нему. Происходящее в арабском мире - неотъемлемая часть процесса политического пробуждения в глобальном масштабе.

За прошедшие 200 лет лишь раз произошел резкий всплеск общечеловеческого политического сознания. Все остальное время большая часть мира пребывала в удручающе пассивном состоянии. И, во-вторых, не будем сбрасывать со счетов особенности, самобытность арабских государств.

Согласимся, наиболее важно сегодня то, что происходит в Египте. Каир оказался на острие политических и социальных преобразований в арабском мире. Разумеется, не стоит фокусировать египетские реалии на Ливию или Йемен.

«Дар аль-Хайят»: Вы упомянули о том, что Египет – важнейший ближневосточный стратегический союзник США. Что сегодня ставит на карту, чем рискует Вашингтон в свете последних региональных событий?

З.Б.: Позвольте дать уклончивый ответ. Тридцать пять лет тому назад, где-то примерно после заключения Кемп-Дэвидских мирных соглашений (1978 год), у Америки были самые прочные и дружественные отношения с четырьмя ведущими державами региона.

Американским национальным интересам ничто не угрожало, и мы отлично ладили с главными политическими игроками: Ираном, Турцией, Саудовской Аравией и Египтом. Сегодня былое американское влияние в каждой из перечисленных стран утрачено. В Иране открытая враждебность, антиамериканские настроения, в Саудовской Аравии разочарование нашей региональной политикой, в Египте растущий национализм, сомнения, неудовлетворенность отношениями с Израилем.

Турция нетерпелива в требованиях предоставления ей Америкой радужных перспектив и выражает недовольство тем, что Вашингтон оказался не столь сильным союзником, как надеялась Анкара. Спад влияния, теряем позиции…

«Дар аль-Хайят»: Что, по вашему мнению, следует предпринять администрации Обамы, чтобы вернуть былое американское влияние в арабском регионе?

З.Б.: Совсем недавно «Нью-Йоркское книжное обозрение» опубликовало обращение, подписанное мною, бывшими американскими дипломатами и государственными деятелями. В нем содержится ответ на ваш вопрос. (Рекомендации президенту проявлять твердость и настойчивость в переговорах по палестино-израильскому конфликту. Предлагаются четко очерченные параметры урегулирования: границы, безопасность, Иерусалим, беженцы).

«Дар аль-Хайят»: В недавнем выступлении перед нацией президент Обама подтвердил, что признание границ 1967 года с соответствующими обменами и уступками, может служить базой для переговоров. Этого достаточно?

З.Б.: Конечно же, нет. Ведь цель нашего письма, которое было написано до выступления, привлечь внимание к тому, что Соединенным Штатам следует вести себя более конструктивно, если хотите, более амбициозно, чтобы сдвинуть с мертвой точки мирный процесс. Это не означает, что мы должны подтянуться к одной из противоборствующих сторон. Однако стоять в стороне, сложа руки или, уповать лишь на речи – абсолютно недопустимо.

«Дар аль-Хайят»: Ситуация, в которой оказались США никак не связана с тем, что спецпосланник президента по Ближнему Востоку Джордж Митчелл подал недавно в отставку?

З.Б.: Вряд ли. Скорее какие-то серьезные внутренние проблемы, которые отодвинули в сторону внешнюю политику.

«Дар аль-Хайят»: Вернемся к «арабской весне». Что, по-вашему, происходит в Сирии?

З.Б.: Думаю, наиболее экстремальное проявление политического самосознания, вылившееся в массовое насилие и гражданское неповиновение.

«Дар аль-Хайят»: Режим Асада устоит?

З.Б.: Сомневаюсь. Не исключено, что, в конце концов, возобладает сила. Однако всеобщее разочарование, недовольство и тревога – не доброе предзнаменование для правящего режима и его будущего.

«Дар аль-Хайят»: А если Россия будет сотрудничать с Америкой в Совете Безопасности ООН?

З.Б.: Даже в этом случае ничего серьезного, эффективного не выйдет… Дело в том, что ни Москва, ни Вашингтон не в состоянии решительно влиять на то, что происходит в Сирии.

«Дар аль-Хайят»: И все же, какому игроку под силу изменить ситуацию в стране?

З.Б.: Думаю, что таким «игроком» может стать лишь внутренняя динамика. Во-вторых, если, все же, Саудовской Аравии и Турции удастся скооперироваться, полезная отдача от такого альянса, их совместного политического влияния, может оказаться весьма конструктивной.

***

Отдел мониторинга

КЦ