ВИЛАЯТ ДАГЕСТАН. Самый исламизированный вилаят Имарата Кавказ

8 октября 2011 в 15:18

Вилаят Дагестан — самый исламизированный регион Имарата Кавказ. Как сообщает UmmaNews, такой вывод сделал эксперт Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев. По его данным, здесь сосредоточены 13 исламских теологических вузов, более 2.000 мечетей, при каждой мечети формируется собственный джамаат (община). Как показывает практика, далеко не всегда эти общины исповедуют исключительно суфистский (так называемый «традиционный») Ислам.

Гереев пишет, что в Вилаяте Дагестан деятельность движений, проповедующих возврат к Исламу и Джихад, набрала силу. Многие дагестанцы, по мнению салафитов, отошли от Единобожия, предаваясь новшествам — одному из самых страшных грехов, чрезмерно почитая праведников, сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и «святых», превращая их надгробия в идолы.

Сейчас идёт много споров о том, когда именно пришла салафия в Дагестан. «Традиционалисты» говорят, что это произошло в 1990-х годах на волне фактического безвластия в Вилаяте.

Но сами салафиты, по словам Гереева, упоминают проповедника XVI века Салиха аль-Ямани (йеменца по происхождению), который основал в Дагестане первую школу салафитского толка. Аль-Ямани умер и похоронен в Дагестане. Указывают также на салафитскую мечеть XIX века в Кази-Кумухе Лакского района. Имамом этой мечети был известный шариатский судья и учёный-арабист Замир-али Каяев (1873–1943), известный в основном своими рассуждениями относительно учений о хадисах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), утверждает Гереев. Историческое присутствие здесь салафитов подтверждают надписи на могильных камнях, данные в переписных книгах, сохранившиеся рукописи. А в 1990-х годах новое появление этого течения в Дагестане связано с именем руководителя Исламской партии возрождения (салафитского толка) Ахмад-кади Актаева.

Объединение сторонников чистого Ислама в Вилаяте Дагестан приводит к возникновению военизированных групп, готовых с оружием в руках добиваться создания Шариатского государства, отмечает Гереев. В Дагестане, где мусульман большинство, всегда стремились формировать исламское пространство, его признаки заметны сегодня и в других Вилаятах региона.

Мусульмане развивают исламский банкинг, популяризируют исламскую женскую одежду, открыты мусульманские кафе и рестораны, магазины халяльных продуктов, религиозной атрибутики и литературы, организованы родильные отделения для мусульманок, мусульманские поликлиники, фитнес-клубы, бассейны, такси. В Вилаяте сегодня почти не проходят гастроли известных артистов и оркестров. После серии показательных ликвидаций со стороны моджахедов практически исчезли колдуны, маги, ворожеи, «целители», кои в изобилии были совсем недавно, пишет Гереев.

Мониторинг молодёжной среды в Вилаяте Дагестан показывает, что 42% респондентов так или иначе связывают свое будущее с Исламом. Их интересует применение Шариата как правовой системы.

Специалисты отмечают, что в Дагестане нет эффективной системы отношений между Исламом и марионеточным режимом, из-за чего вести среди молодёжи пропаганду «традиционного Ислама» стало непросто, а его многочисленные суфистские общины политизированы. На фоне этого рост расширяющей религиозную экспансию салафии приобретает особое значение, считает Гереев.

Заметно укрепилась идеологическая база джамаатов, у них теперь нет нужды призывать вступать в их ряды, молодёжь, не найдя справедливости, сама идёт к ним. Мощная «антиваххабитская кампания», развернутая режимом, успехов не дала. Мониторинг молодёжной среды в Вилаяте Дагестан, учитывая всплеск увлечения молодёжи чистым Исламом, свидетельствует о росте влияния тайных джамаатов. На территории Дагестана функционируют молодёжные салафитские организации с выстроенной иерархией, идеологией и дисциплиной. Сегодня суммарную численность таких организаций сосчитать трудно, указывает Гереев, но их присутствие в информационной среде и социальных сетях весьма ощутимо.

Работа по налаживанию «диалога» между салафитами и суфистами, о котором много говорили последние годы, так и не достигла своих целей, подчёркивает эксперт. Очередная попытка диалога захлебнулась уже на старте.

Марионеточные чиновники по-прежнему не отдают себе отчёта в том, что в Имарате Кавказ, особенно в Вилаяте Дагестан, при различных конфликтах местные жители обращаются не столько в банду «полиция», сколько к имаму мечети. Поэтому все проблемы, которые изначально имели иную природу, здесь неизбежно приобретают религиозную окраску.

КЦ