БЕЛАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Путин - падающий царь

10 февраля 2012 в 15:22
БЕЛАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Путин - падающий царь

О неизбежном падении путинского режима рассказал американский журналист Джеффри Тэйлер в статье в Businees Week, озаглавленной "Владимир Путин - падающий царь" (Vladimir Putin, Falling Czar).

Статья имеет подзаголовок "Бросая вызов демонстрантам, Путин намеревается вернуться на пост русского президента, но дни его сочтены" (Defying protests, Putin is poised to return as Russia’s President. But his days are numbered). Тэйлер в частности отмечает:

"Россия разделилась на тех, кто хочет противостоять путинскому режиму и тех, кто из страха или личной корысти, или даже просто по привычке предпочитает, чтобы этот режим продолжал свое существование.

Как часто говорят русские, в их генах заключен страх перед хаосом и репрессиями, и для преодоления такой генетической наследственности нужно мужество плюс убежденность в том, что то, что будет, лучше настоящего. Трепет и пессимизм побуждают некоторых людей стоять на стороне беса (devil),  кoторого они знают.

Удивительная сила и жизнестойкость оппозиционного движения заставляют сомневаться, что Путин продержится во власти еще 12 лет. Самый важный вопрос для России и мира поэтому не в том, сколько еще времени пробудет во власти Путин, а в каком направлении пойдет страна, когда он уйдет.

В настоящий момент самым важным капиталом Путина может быть долгосрочная память русского народа. Последнее крупноe русское противостояние - в октябре 1993 года между бывшим президентом Ельциным и реакционным парламентом, в котором доминировали советчики - закончилось пролитием крови.

Позднее в том же году правительство приняло авторитарную конституцию, которая открыла путь централизованному правлению Путина. Сегодня к насилию склонно только небольшое число демонстрантов, и многие считают, что Путин будет еще более жестоко подавлять открытое восстание. 

Русское бизнес-сообщество в большой степени научилось работать внутри системы и советует быть осторожным.

В течение многих лет путинского правления взятки и коррупция увеличились в пропорции путинской централизации власти. Среди других злодеяний, Путин и его подручные, как говорят, перевели миллиарды долларов на офшорные банковские счета. Рядовые русские устали от беззакония и произвола, деспотичных злоупотреблений, исходящих от продажной элиты и ее лакеев.

Они устали от удушающих требований взяток от полицейских и бюрократов, врачей и учителей. Они знают об огромных прибылях от нефти и газа, текущих в государственные закрома, и видят, что больницы приходят в упадок, дороги разваливаются, социальные услуги уменьшаются, а цены растут.

Многие русские сейчас также ездят заграницу и говорят по-английски. Они понимают, что коррупция, которой пропитаны все стороны их жизни, ненормальна. Путин, считают они,  контролирует все и поэтому на нем лежит вина за все эти беззакония.

Парламентские выборы 4 декабря стали последней каплей.

Несмотря на очевидное недовольство на улицах, заметной альтернативы Путину нет. Его самый значительный официальный противник, коммунист Зюганов, согласно опросам, набирает только 8%.

Остается группа активистов, которые в течение многих лет посещали малочисленные демонстрации, и за это рутинно задерживались.

Самым старым из них является бывший шахматный чемпион Гарри Каспаров, которому 48 лет и который продвигает дело демократии с 2004 года, когда он создал "Комитет свободный выбор-2008".

Однако Каспаров еврейского и армянского происхождения, что делает его маловероятным президентом, учитывая эндемический русский антисемитизм и растущий русский шовинизм.

34-летний Сергей Удальцов, лидер "Авангарда красной молодежи" и координатор радикального "Левого фронта", постоянно осуждает "чудовищное социальное неравенство" в России и предсказал "народное восстание", если правительство будет продолжать игнорировать оппозицию.

Его социальная программа говорит о широко распространенном неравенстве в доходах, которые характеризуют путинскую Россию. Однако его жесткая левизна (он руководил "Сталинским блоком", который неудачно добивался мест в парламенте в 1999 году) плохо воспринимается теми, которые считают советское прошлое пугающим и не служащим для руководства в будущем.

Затем есть 35-летний Алексей Навальный, блогер, который стал наиболее выдающейся фигурой оппозиции. Непоколебимый русский националист и адвокат по профессии, он пытается убедить инвесторов и банкиров в Москве, что им не надо бояться демонстрантов.

И действительно в своей профессиональной деятельности он лоббировал права акционеров, которые отсутствуют в России. В настоящий момент ни он, ни другие оппозиционеры не известны достаточно широко, чтобы командовать сторонниками на национальном уровне.

Нет русского Манделы, нет русского Гавела, который мог бы мог объединить страну  и проложить путь к отчетливо более светлому будущему.

В краткосрочной перспективе все это играет на руку Путину. Однако разделение среди оппозиции будет положительным в долгосрочной перспективе, так как замедлит движение, даст созреть ее молодым лидерам и позволит русским увидеть, что это за люди и что они могут предложить.

Что же в таком случае ждет Россию? Хотя победа Путина на выборах неизбежна, она будет пирровой. Перспектива (по крайне мере) еще  6 лет путинского правления, если он победит путем обмана, может решительно склонить общественное мнение против Путина и его клана и преобразовать протестное движение в более мятежное и угрожающее.

Неофициальная оппозиция уже  сейчас называет предстоящие выборы мошенническими, так как законным кандидатам не разрешили в них участвовать.  Даже если люди в провинции останутся на стороне Путина, конечный исход конфронтации решит население  в крупных городах.

Направит ли Путин после выборов свои автоматы на демонстрантов, если возрастет их число? Он не стеснялся применять силу в других случаях. Его восхождение  во власть частично объясняется  зверской войной против сепаратистов в Чечне.

Однако Россия сегодня другая страна, и насилие послужит только катализатором  для движения, которое он пытается свести на уровень маргиналов. Это также поставит под угрозу доступ режима к залам в Давосе, европейским курортам, заокеанским банкам.

Если Путин решится на репрессии, его может спокойно выгнать его же собственная элита, котоpая стремится сохранить свои привилегии на Западе.

Однако добровольная отставка  в равной степени тоже невообразима. По мнению Путина, он должен удержаться на своем посту, или в будущем его  ждут суды за коррупцию или еще более тяжкие преступления. Он сталкивается с неразрешимой головоломкой, в которой безопасность его должности зависит от возвращения русского народа к апатии и покорности.

Подавление выступлений правительством жесткой рукой может вызвать направленный во внутрь взрыв страны, при котором Россия встанет на путь изнурительной борьбы между правительством и оппозицией, которая, несмотря на все ее разделения, будет агитировать и использовать силу улицы, чтобы вынудить правительство к переменам.

Отдельные оппозиционные группы будут продолжать устраивать демонстрации и марши - консолидируя поддержку и вырабатывая общую программу.  Для победы движения потребуются месяцы, возможно, даже годы. В то время, когда две стороны будут биться за преимущества, у бизнесменов и инвесторов, а также простого народа будет время, чтобы привыкнуть к перспективе послепутинской эпохи. 

Если оппозиции удастся настроить общественное мнение против правительства, у Путина останется только несколько вариантов. Он, безусловно, потребует гарантий иммунитета для себя и своей элиты как условие его добровольного ухода. Ельцин это проделал, когда он передал власть Путину 12 лет назад (после смерти Ельцина эти гарантии стали юридически ничтожны, сейчас ельциноидов можно сажать - КЦ).

План оппозиции, предусматривающий годичный переходный период, позволит кандидатам в президенты предложить детальные платформы и получить поддержку по другим вопросам, помимо простого гнева против Путина.

Бизнес-сообщество, хотя и пострадает от немедленного шока от потери контактов, которые оно установлено с путинским правительством, в конечном счете выиграет от более открытого и конкурентного политического климата.

Предстоящие мартовские иды  (и последующее за ними время) могут оказаться бурными, однако они явятся хорошим предзнаменованием для России и всех, кто верит в ее перспективу (у этой страны никакой перспективы нет, ее смерть неумолима и неизбежна при любой власти, все перспективы лежат на курсе на распад России - КЦ).

Главное требование демонстрантов, раздававшееся через громкоговорители на Болотной площади, были честные выборы - важный атрибут для власти закона. Россия никогда эту власть не испытала (и не испытает, так как она органически не приспособлена к демократии; к демократии могут приспособиться только небольшие построссийские страны - КЦ). Сейчас для этого пришло время".

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр