Шейх Абдулла Аззам: Послание к исламской молодёжи

Шейх Абдулла Аззам: Послание к исламской молодёжи

"...если вы будете слишком скупиться

перед Аллахом, чтобы отдать Ему

часть вашего времени в таком раннем

возрасте, то в скором времени

вы станете еще бо́льшим скупцом..."

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного

Поистине, вся хвала принадлежит Аллаху. Его мы восхваляем, ищем убежище у Него, и ищем Его прощение. Мы ищем убежище у Аллаха от зла наших душ, и от ошибок в наших делах.

Кого Аллах ведет прямым путем, того никто не собьет с этого пути, и кого Аллах сбил с прямого пути, того никто не наставит на него. И я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, и я свидетельствую, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, Его раб и посланник.

 

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (с.2, а.102)

 

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами.» (с.3, а.1)

 

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха.» (с.33, а.70-71)

Поистине, самой правдивой речью является речь Аллаха, и лучшее руководство – это руководство Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Худшими из дел являются новшества, и каждое новшество - это нововведение, и каждое нововведение - заблуждение, и каждое заблуждение приводит в огонь.

Книга «al‐Fawā'id» одна из лучших книг Ибн аль-Кайима. Это было написано им, как будто он - человек, которому восемьдесят лет, сидит и рассказывает об испытаниях в его жизни, которые он назвал «al‐Fawā'id».

Все, что написал Ибн аль-Кайим, лучшее из того, что было написано им для ислама. В реальности, Ибн аль-Кайим является созревшим плодом, который вырос от Ибн Таймии. Ибн Таймия отличается своим обширным пониманием и обширными знаниями, и он провел бо́льшую часть своей жизни как муджахид, от одного сражения до другого.

Однажды, он возглавил сражение сам непосредственно, когда правители Шама отказались от сопротивления татарам, и сказали: «Мы неспособны противостоять им.» Тогда Ибн Таймия сказал: «Мы будем противостоять им», и Аллах даровал им победу. Я говорю, что Ибн Таймия вырастил среди жестокости зрелый плод, и тем плодом был Ибн аль-Кайим. Ибн аль-Кайим отличался глубиной своей души, и постоянным поклонением. Все время он проводил в поклонении Аллаху, и хотя Мекка, и люди Мекки были поражены, как много времени он проводил в поклонении, он усердствовал в этом, и был постоянно поглощён поклонением Аллаху. Одна из книг, которые он написал это «al‐Fawā'id».[1]

Так или иначе, в своей книге «al‐Fawā'id», он сказал:  

«Существует десять бесполезных дел, которые не приносят пользу:

1) Знание, которое не применяется. 

2) Любой поступок, который не искренен и не основан на правильном примере.

3) Богатство, которое было накоплено кем то, и владелец которого, никак не использует его во время этой жизни, для того, чтобы получить награду за это в будущей жизни. 

4) Пустое сердце, в котором нет любви к Аллаху и не жаждущее Аллаха, и которое не ищет близости с Ним.

5) Тело, которое не повинуется и не служит Аллаху. 

6) Любовь к Аллаху, без снискания Его довольства.

7) Время, которое не проведено в искуплении грехов или использовании возможностей, чтобы совершить праведные поступки, приближающие к Аллаху. 

8) Ум, который думает о проблемах, не приносящих пользы. 

9) Работа (дело), которая никак не приблизит к Аллаху или не принесет пользу вам в вашей жизни.  

10) Надежда на кого-то и боязнь кого-то, кто находится во власти Аллаха, и чей хохол находится в Его руке, в то время как он не может принести пользу или вред, дать жизнь или смерть, или воскресить себя.  

Однако, самым серьезным из этих дел, является пустая трата сердца и пустая трата времени. Трата сердца совершается, предпочитая эту мирскую жизнь перед будущей жизнью, и пустая трата времени, происходит из-за наличия постоянных надежд. Все зло исходит от следования каким-то желаниям и постоянным надеждам на что-то, в то время как все благо сочтено в следовании правильным путем и подготовкой к встрече с Аллахом, и помощь только от Аллаха». Здесь, он объединил все зло в этих двух проблемах: пустая трата сердца, и пустая трата времени.

Следование за руководством и подготовка к встрече с Аллахом это основа всего благого.

«Тому, кто преступил границы дозволенного и отдал предпочтение мирской жизни, пристанищем будет Ад. Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай». (с.79, а.37-41)

Предпочтение жизни этого мира перед будущей жизнью портят сердце, и тот, кто боится этого, тот хочет готовиться, и эта подготовка не позволит тратить впустую его время. Это два проявления исправления: бояться своего положения перед Богом, в результате чего мы готовимся к встрече с Ним, и не тратить впустую свое время. Это дает жизнь сердцу, поскольку сердцам даёт жизнь, избегание потакания желаниям и следование руководству.

«..Воистину, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости и не потакай порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха...» (с.38, а.26)

Желания, это корень угнетенного состояния, и они корень расточительности, и они корень неприличных грехов, и они корень всего зла, потому что любой, кто следует за своими желаниями, по существу отбросил в сторону руководство. А наша работа, как сказал Аллах:

 

«Следуй тому, что внушается тебе в откровении, и терпи, пока Аллах не вынесет приговор, ведь Он – Наилучший из судей». (с.10, а.109)

Следование своим желаниям от поспешности, а терпение заключается в том, чтобы идти вразрез с желаниями. Тот, кто оберегает свой язык, он удерживает свой язык от вторжения в частную жизнь других людей. Тот, кто оберегает свое зрение, он удерживает свое зрение от склонности смотреть на запретное. Тот, кто оберегает себя от прелюбодеяния, он борется со склонностью совершать неприличные поступки. Тот, кто разговляется в рамадан, тот следует только за желаниями своего живота, и терпение проявляется в том, чтобы сопротивляться этому желанию.

Тот, кто остается твердым и решительным посреди сражения, сопротивляется желанию убежать и спасти свою жизнь. Тот, кто остается терпеливым в тюрьмах тиранов, столкнется с желанием этой дунья, которая открыта для него за пределами его тюремной камеры. Тот, кто терпелив к бедности, сопротивляется своему желанию, которое шепчет ему, чтобы он завладел богатством, являющимся запретным для него, или побуждает работать на харамной работе, чтобы заполучить деньги любым способом.

Так, во всем этом, как уже было сказано, основой всех зол является наличие постоянных надежд, приводящих к пустой трате вашего времени, в то время как вы не знаете, когда настанет ваше время, и когда глашатай Господа Миров скажет: «Пойдем, настало время отправиться к Аллаху, Могущественному и Великому».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Используйте преимущество пяти вещей перед пятью другими вещами: вашу молодость перед вашей старостью, ваше здоровье перед вашей болезнью, ваше богатство перед вашей бедностью, ваше свободное время перед вашей занятостью, и вашу жизнь перед вашей смертью.» (Бухари, Муслим). 

Извлекайте пользу от своей молодости, потому что сегодня вы в состоянии держать дополнительный пост, и завтра, когда вы состаритесь, должны будете поддерживать и подпитывать свои кости и плоть, вы не будете в состоянии противостоять трудностям поста. Прямо сейчас, вы - молодежь, которая может встать и молиться в середине ночи, не ложась спать, в поклонах и изнеможении, вот что вы можете предоставить Господу Миров, и это будет свидетельствовать за вас, или для того дня, когда эти дела скрасят ваше одиночество в могиле.

Сегодня, вы находитесь в начале, в ранних годах своей жизни, это годы вашей юности.

Время молодости, о братья, является временем борьбы. Это время, когда вы должны проявить себя и жертвовать собой! Это время, когда вы не связаны многими обязанностями, поскольку вы еще не женаты, или имеете только жену и ребенка. Завтра, когда годы пройдут, обязанностей будет множество, мирские проблемы поглотят вас, и вы будете стараться решить проблемы вашей семьи, детей и родственников и это займет бо́льшую часть вашего времени. Итак, сейчас вы находитесь в стадии вашей молодости, стадии борьбы и самопожертвования.

Я часто отмечал, что поражаюсь молодежи, которая боится! Что в этом для него такого, чтобы бояться? И если он боится в этом возрасте, как он будет завтра? Этот период, главный период жизни каждого. Молодежь готова пожертвовать свою душу ради Аллаха, Могущественного и Величественного.

Поэтому, если мы обратим внимание на людей, которые первыми принесли победу религии Аллаха, мы найдем, что они все были молодыми людьми. Фактически, большинство из них (три четверти, или четыре пятых), были тогда возрастом менее двадцати лет, потому что это период проявления себя и самопожертвования.

В сахихе Бухари приводится, что Абдурахман бин 'Ауф рассказывал: «Я стоял в рядах мусульман в день Бадра. Молодой парень приблизился ко мне, он был в возрасте половой зрелости или недавно достиг возраста половой зрелости, и сказал: «O дядя! Где Абу Джахль?» Я спросил у него: «Что ты хочешь от него?» Он смутился: этот молодой парень спрашивает об Абу Джахле – опытном воине, командующем войсками джахилии. Парень ответил: «Я слышал, что он оскорбляет Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, если будет угодно Аллаху, когда я увижу его, моя тень будет следовать за ним, пока я не убью его, или пока он не убьет меня».  

Потом, другой молодой парень приблизился ко мне, и был примерно того же возраста что и предыдущий парень. Он сказал мне: «O дядя! Где Абу Джахль?» Я спросил его: «Что ты хочешь от него?» Он ответил: «Я слышал, что он оскорбляет Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, если будет угодно Аллаху, когда я увижу его, моя тень будет следовать за ним, пока я не убью его, или пока он не убьет меня». Через некоторое время, я заметил вдалеке Абу Джахля, и я сказал: «Это ваш спутник (то есть человек, которого вы ищете).»

И мне было жаль, что я не мог быть «среди ребер этой молодежи», то есть мне было жаль, что я не мог быть в груди этой молодежи, и что мое сердце не могло походить на сердце этой молодежи, рьяные, энергичные, и в ожидании смерти.

И так, они мчались к нему. Вскоре после этого, они возвратились и сказали: «O Посланник Аллаха! Мы убили его!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Кто из вас убил его?». Муаз бин Амр бин Джаму' сказал: «Я сделал это!», и Муаз бин Афра сказал: «Я сделал это!». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, тогда спросил их: «Вы вытерли свои мечи, они уже чистые?" Они сказали: «Нет». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Покажите их мне». Тогда, увидев кровь на обоих мечах, он сказал им: «Вы оба убили его».[2] (сахих Бухари и Муслима).

Я говорю, это Абу Джахль от чьего существования люди были освобождены двумя молодыми парнями в начале их жизней. Они были приблизительно семнадцатью годами возраста, и подходили для поступления в высшее учебное заведение! Каждый из них столкнулся и убил этого профессионального воина курейшитов – Абу Джахля, передавая Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, радостные вести о том, что наконец избавились от него. И если вы посмотрели бы на сражения при Бадре, у Рва, при Му'та, и т.д., вы не нашли бы кроме молодых людей.

Во время двух мировых войн, Великобритания и другие могущественные страны обыкновенно зависели от молодежи, которым было семнадцать, восемнадцать, и девятнадцать лет, для переброски их на самые опасные операции. Потому что они были готовы сделать что угодно, и они не задерживались для долгих раздумий.

Китайцы хотели подготовить своих воинов самоубийц и советовали опираться на людей такого возраста, чтобы выполнить эти операции, говоря: «Операции, которые требуют подвергнуть себя большой опасности, не должны быть выполнены старшими по возрасту, поскольку они могут задержать всю операцию, потому что будут стоять и думать про себя: «Каков будет результат? Какова польза в этом?»».

Поэтому, такая философия и рационализм будут препятствовать тому, чтобы они проявили себя и принесли себя в жертву, и движения и переговоры не дают победу на их ранних стадиях тем, кто стоит и думает слишком много. Скорее им дают победу люди эмоциональные и отважные. (Это верно в случае, когда рассматриваемое действие является правильным согласно шариата, а не когда каждый использует эмоции и рвение как спусковой механизм для действий, противоречащих шариату.)

Так, эмоциональность и стимул сердца это то, что в результате позволяет жертвовать собой. Что касается так называемого рационального мышления, это то, что говорит человеку: «Не проявляй себя, и не жертвуй». Ум обычно является холодным и застойным, и не склонен к самопожертвованию. Он склонен к размышлению. Так, если эмоция говорит ему: «Прояви себя. Аллах воздаст тебе за это», ум тогда говорит: «Не уменьшай свое богатство». Если эмоция говорит: «Пожертвуй собой», тогда ум говорит ему: «Если ты останешься жив, то ты сможешь принести больше пользы для ислама», и так далее.

Из-за этого мы видим, что в случае с мыслителями и философами, их слова находятся высоко в небе, в то время как в реальности их образ жизни остается у подножия гор. Есть огромная разница между тем, к чему они призывают и тем как они действительно живут. Поэтому, мы должны обратить особое внимание на годы молодости. Анас бин Малик сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приехал в Mедину со своими спутниками, среди которых не было ни одного человека с седыми волосами на голове за исключением Абу Бакра, у которого была покрашена борода хной и шафраном.» (аль Бухари (3919 и 3920).

Ни у одного человека не было седых волос на голове за исключением Абу Бакра, которому был 51 год в то время, и Умару был 41 год, и это было через тринадцать лет после пророчества. Что касается того, когда Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начали ниспосылаться откровения и люди последовали за ним, Абу Бакру было 38 лет, и все те, кто принимал ислам, были в возрасте от 15 до 25 лет, а также те которые были еще детьми. Аллах, Могущественный и Величественный задаст конкретный вопрос молодежи в День Воскресения:

«Ни одна нога раба Аллаха не сдвинется с места, пока он не будет спрошен о четырех вещах: о его жизни и что он сделал с этой жизнью, о его молодости и как он потратил ее, о том, как хорошо он использовал свои знания, и о его богатстве, где он получил это и на что он потратил его.» (ат-Тармизи (2417).

Аллах Могущественный и Величественный спросит о его жизни. Потом Он задаст второй вопрос в отношении его молодости, несмотря на то, что период молодости это самостоятельная часть жизни, только о которой его и спросят! Итак, Аллах выбрал период молодости для того, чтобы спросить за это:

«Аллах – Тот, Кто создает вас из слабости (создает вас из капли или создает вас слабыми). После слабости Он одаряет вас силой, а потом заменяет силу на слабость и седину. Он творит, что пожелает, ибо Он – Знающий, Всемогущий». (с.30, а.54)

Конечно, вы в возрасте, в котором шайтан хочет овладеть вами посредством ваших занятий и посредством ваших постоянных надежд. Если это помогает приблизится к Аллаху Могущественному и Величественному, или если тратится часть вашего времени ради Аллаха, шайтан нападает на вас, говоря: «Сегодня ты находишься все еще в школе, а завтра, когда ты получишь свою ученую степень, свое оружие в обществе, ты сможешь работать ради Аллаха». Прежде всего, вы не знаете, когда вы получите высшее образование, и вы не знаете когда умрете, и вы не знаете, с чем вы встретите своего Господа. Так, остерегайтесь наличия этих постоянных надежд.

И потом, если вы будете слишком скупиться перед Аллахом, чтобы отдать Ему часть вашего времени в таком раннем возрасте, то в скором времени вы станете еще большим скупцом. Какое различие между теми, кто принимает ислам в раннем возрасте, и теми, кто становится старым и принимает ислам в старости? В этом есть различие! Это потому, что воспитываться в исламе с юного возраста намного легче.

Ислам становится частью вашей жизни, когда вы молоды, и ваши конечности, душа, и жизнь преобразуется в часть ислама. Фактически вы становитесь частью ислама. Это подобно маленькому дереву и большому дереву. Большое дерево имеет крепкий ствол с высохшей корой, и трудно согнуть его, чтобы изменить направление, в котором растут его ветви. С другой стороны, маленькое деревце может быть перемещено в любом направлении, в котором вы захотите, поскольку этим деревцем еще можно управлять вашими руками.

И из-за этого Господь Миров укроет в своей тени ту молодежь, которая была воспитана в повиновении Аллаху, в тот день, в котором не будет никакой другой тени кроме тени Аллаха:

«Есть семеро, кого Аллах укроет в тени Его Трона в день, в котором не будет никакой другой тени, кроме Его тени...(включая) молодежь, которая была воспитана в повиновении Аллаху.» (аль-Бухари (1423) и Муслим (1031)).

На самом деле, я заметил, что те, кто отвечает на призыв в молодом возрасте, очень отличаются от тех, кто делает это в старости. Исламский призыв, когда студент входит в это со своих первых лет в школе, и живет в рамках этого до конца его жизни. Такой человек, становится придатком этого, и он становится неотделимой частью ислама.

Что касается пожилого человека, с его социальным положением, богатством, детьми, и т.д. особенно, если дунья наступает, обрушиваясь на его голову, и он решает раскаиваться, он хочет войти в ислам с условиями. Так, если он был министром, он требует уважения к себе, и хочет войти в ислам, находясь на том же самом уровне в обществе, на котором он жил раньше. А так, для него невозможно стать полностью приверженным религии.

Он входит в ислам со многими джахилийскими обычаями, включая любовь к этой дунья и любовь к тому, чтобы его хвалили. Он хочет, чтобы люди уважали его. Для него нелегко сидеть с надлежащими манерами и изучать эту религию, как это было предписано Аллахом. В дополнение к этому, есть много привязанностей, которые были включены в обычаи джахилии (невежества) и которые окружали его жизнь.

Например, это его жена, которая привыкла к танцам на вечеринках, и это его дочь, которая привыкла к прогулкам с парнями, и это его родственник, который привык напиваться в его присутствии, и это его другая дочь, которая привыкла к рукопожатию с мужчинами приходящими к ним в гости, и это его сестра, которая привыкла к приветствию этих гостей, которая садится перед ними закинув одну ногу на другую и пьет с ними чай и кофе.

Все это нужно изменить. Если он искренне хочет жить по исламским нормам, то он столкнется с серьезными трудностями при попытке внедрить описанный выше образ жизни, чтобы быть в соответствии с религией. Это отличается от того, как если бы он принял ислам в молодости, узнавал ислам, и был занят долгими сражениями с его домочадцами, не женился бы ни на ком кроме как на истинной мусульманской девушке, так как он мусульманин, и ищет ислам как основное условие для брака.

Что касается того, кто жил бо́льшую часть его жизни ведя не исламский образ жизни, такой ищет богатую девушку, дочь этого принца, дочь того министра, дочь того богача. Это происходит потому, что он женится просто для того, чтобы взобраться по социальной лестнице на спине своей жены. Он хочет быть упомянутым, когда упоминаются она или ее семья, или иметь возможность посетить собрание и сказать: «Я теперь связан с этим министром, я теперь часть этой семьи».

Поэтому, если он хочет отбросить все это и вернуться к суровым испытаниям ислама, он столкнется с большими трудностями. Что он сделает со своей компанией, которая была основана на риба (ростовщичество)? Что он сделает с принадлежащей ему землей, которая была куплена на банковский кредит? Что он сделает со своими друзьями, желающими только мирского, которые контролируют земли? Что он сделает со всем этим? Он отдалит себя от всего этого. Он отдалится от своих друзей, он отдалится от своих компаньонов, он прекратит устраивать ночные вечеринки и танцы, все это закончится. Для человека нелегко просто пнуть ногой все это, оставить все в стороне, и возвратиться к Аллаху.

Период нашей молодости один из самых важных периодов нашей жизни. Верьте мне братья, я видел многих таких, кого Аллах привел к знакомству с регулярной молитвой и уплатой закята в пожилом возрасте. И один из них сказал мне: «Я чувствую себя лицемером, потому что я не могу управлять своей компанией кроме как с помощью риба (ростовщичество), поскольку мои ежемесячные запросы превышают сотни тысяч.

Когда я встаю чтобы помолиться, я чувствую внутреннюю боль, и я неспособен избавиться от нее. В то же самое время, я хочу повернуться к Аллаху». Поэтому есть большие трудности, связанные с возвращением к Аллаху Могущественному и Величественному в пожилом возрасте.

Я помню, что мы имели обыкновение устраивать собрания в Аммане, которые посещались людьми с высоким социальным положением, владельцами компаний, элитой, и т.д. Однажды, один из посетителей этого собрания спросил меня: «Что ты думаешь о человеке, который никогда не постился в своей жизни, и возраст которого 40 или 50 лет?» Я сказал ему: «Есть фатва (постановление ученных), что за пропущенные дни обязательного поста необходимо поститься такое же количество дней.»

Другому посетителю, который был в возрасте сорока лет и никогда не молился и не постился в своей жизни очень понравилась эта фатва и он решил раскаяться перед Аллахом. Так, я дал этот урок, и потерял контакт с ними в течение долгого времени.

Впоследствии, я посетил тот дом, в котором я дал этот урок, и я был поражен, увидев там сидящего в этом доме человека который задал тот оригинальный вопрос. Он сказал мне: «Разве вы не знаете?» Я спросил его: «Чего не знаю?» Он сказал: «Вскоре после того, как тот-то и тот-то известный человек услышал фатву, которую вы упомянули, тогда на следующий день он начал молиться и поститься, и он был бизнесменом.

Он постился в середине июля, и его семья стала волноваться о его состоянии, потому что он начал поститься. Тогда они пошли, чтобы спросить другого ученого, и он сказал: «Если он раскаивается, он должен поститься столько, сколько он в силах»». Я ответил: «Нет, я не знал об этом».

Тот человек, который раскаялся, позже сказал мне: «Люди приехали ко мне в самое жаркое время того месяца. Я имею ввиду, во время этих трех или четырех дней в июле, в Аммане никогда не было так жарко как тогда.» Он был бизнесменом, которому принадлежали три магазина: один в ТЦ «Амман», один в ТЦ «Хусейн», и один в ТЦ «Убейда».

Он продолжал: «Итак, люди приходили ко мне, чтобы взять воду из моего холодильника, в то время как я постился. В течение всего дня, капля моей слюны во рту была, как будто это был сус.» А сус (лакрица, напиток из солодкового корня) это напиток, который мы используем, чтобы утолить жажду, потому что он утоляет жажду очень быстро. Действительно, это его пост!

Он теперь серьезно относится к делам своей религии! В магазинах женской одежды, которые он имел, женщины которые приходили, примеряли одежду. Они примеряли верхнюю одежду, нижнее белье, и т.д. Он чувствовал, что этот тип работы не соответствовал с его новым образом жизни в исламе, поэтому он настоял на том, чтобы как можно быстрее положить конец его бизнесу. Он очистил свои три магазина и приехал ко мне с огромным количеством этой одежды, говоря мне: «Раздайте все это бедным».

Он не желал ничего иного, кроме как закончить этот бизнес, который привлекал женщин, и он преобразовал свой бизнес в продажу ковров. Он говорил: «Магазины, где продают ковры не привлекают женщин».

Через некоторое время, я спросил его: «Как ты оказался в этом положении?» Он ответил: «Я обычно продавал товар на сумму между двумя тысячами и тремя тысячами иорданских динар в день, (которая равняется приблизительно шести - семи тысячам долларов США, и конечно, приблизительно половина или треть из этого были прибылью), однако, я никогда не чувствовал себя действительно богатым. Теперь, то что я продаю, составляет одну десятую того что было, и я чувствую, что мои карманы заполнены богатством. Я чувствую себя счастливым».

Я привожу этот пример, чтобы разъяснить вам факт, что раскаяние в старости это трудное и утомительное дело. Это очень частный случай. После того как он позаботился о своем посте, он принялся за свой бизнес. После того, как он очистил свой бизнес, он пошел дальше к своей семье, чтобы совершить революцию в их исправлении. Его жена не носила длинную одежду, и его дочь не носила длинную одежду.

Они жили современной жизнью в Аммане, и он жил в Германии бо́льшую часть своей жизни. В конечном итоге, между ним и его женой появились проблемы, и он смог преодолеть их и выдвинул некоторые условия: или жизнь со мной и ислам, или ты оставляешь меня и возвращаешься в дом своих родителей. Как я вам сказал, этот человек был настойчив, и эта настойчивость была твердой. Однако, эта попытка изменения стоила ему очень дорого.

Что касается вас, все ваши дела находятся в ваших руках. Вы можете выбрать свою жену, свой путь в жизни, и свою работу, которые будут соответствовать шариату Аллаха и которыми будет доволен ваш Господь. Итак, с этого времени, устанавливайте свои связи в жизни, основанные на исламе. Если вы сделаете так, то вы не будете сталкиваться ни с какими проблемами в будущем. Если, вы используете преимущества и возможности своей молодости, завтра, в старости, вы сможете расслабиться. Чем больше ваш возраст прогрессирует, для вас становится более трудным изучать ислам, и для вас становится более трудным выполнять религиозные нормы ислама. Поэтому сказал Умар: «Учитесь, прежде, чем вам дадут положение в жизни.»

Абдуль Малик бин Марван считался, самым смелым из ученых Mедины: он знал фикх, хадисы, и арабский язык. Амир аш-Шаби, который был известен своими знаниями фикха и хадисов, был неспособен конкурировать с Абдуль Маликом бин Марваном, несмотря на то, что он также знал наизусть Коран, хадисы, и хорошо владел арабским языком.

Когда Марван умер, распространилась новость, что теперь пришло время аш-Шаби занять положение лидера. Тогда у аш-Шаби в руках был мусхаф (свиток корана) и он со слезами на глазах сказал ему: «Прощай!» Он слезливо и искренне прощался с мусхафом (кораном), поскольку он знал, что лидерство и проблемы, которые сопутствуют этому, отвлекут его от изучения, пересказа, и запоминания наизусть.

Итак, мои братья, вы находитесь сейчас в начале ваших жизней! Это период применения, и это период поклонения, и это период даавата, и это период движения и активности! И это обязанность лежит на вас, чтобы повернуться к исламу, изучать религию, применять ее, и призвать к этому. Знания, действия, и распространение! Если вы упустите эту прекрасную возможность, то она уже никогда не сможет вернуться.

Как много свободного времени в течение учебы в школе и университете, и насколько замечательно время учебы в университете для того, чтобы развернуться навстречу Аллаху, и насколько замечательно это время для поклонения Аллаху, и для даавата вашим коллегам и друзьям, тем, кого вы знаете и кого не знаете!

«Наставляй же, ведь ты являешься наставником, и ты не властен над ними». (с.88, а.21-22)

 

«Используйте преимущество пяти вещей перед пятью другими вещами: вашу молодость перед вашей старостью, ваше здоровье перед вашей болезнью...» 

Сегодня вы в состоянии стоять во время молитвы, а завтра вы не сможете молиться кроме как сидя. Сегодня, вы в состоянии поститься, а завтра вы заболеете и не сможете поститься. Таково здоровье, для которого Аллах требует от вас некоторого милосердия. Уход за здоровьем или милосердие по отношению к здоровью является поклонением, очищение тела, очищение своих конечностей, и сохранение их от повреждений. Чем больше вы даете, тем больше пользы вы получаете, и здоровье не уменьшается с увеличением поклонения, скорее от этого оно увеличивается и улучшается:

 

«...Просите прощения у вашего Господа, а затем покайтесь перед Ним. Он ниспошлет вам с неба обильный дождь и приумножит вашу силу...» (с.11, а 52)

Так, сила увеличивается с раскаянием и повиновением Аллаху Славному. Это является естественным, так как поклонение расслабляет тело и нервы, и в дальнейшем формирует тело. Один афганец сказал мне, что его отцу 120 лет, и ни один из его зубов не выпал по сей день! Он совершает все пять ежедневных молитв в мечети, особенно фаджр (утренний) и `иша (ночной). Такое сохранение тела в этом состоянии может быть только результатом сохранения Аллахом.

Ибн Раджаб аль-Ханбали сказал: «Каждый, кто помнит Аллаха, когда он молод и силен, Аллах будет заботиться о нем, когда он станет старым и слабым, и наделит его хорошим слухом, зрением, силой, и интеллектом.

Один из ученых, который жил в возрасте более ста лет и наслаждался хорошей силой и рассуждением, однажды резво подпрыгивал и его спросили об этом. Он сказал: «Я не использовал эти физические способности для совершения грехов, когда я был молод, и Аллах сохранил их для меня теперь, когда я стар.»

И противоположность также применяется. Один из саляф (праведник) увидев, что старик попрощайничал у людей сказал: «Этот немощный человек проигнорировал Аллаха, когда он был молод, так Аллах игнорирует теперь его, когда он постарел.»» (Jāmi' al -'Ulūm wal-Hikam» (1/186))

«... всегда помни об Аллахе, и Он будет заботиться о тебе...» (ат-Тирмизи (2516).

Так, поклонение Аллаху это то, что сохраняет тело, и пока связь с Аллахом хороша, это сохраняет тело: «... всегда помни об Аллахе, и Он будет заботиться о тебе...» 

«Используйте преимущество пяти вещей перед пятью другими вещами: вашу молодость перед вашей старостью, ваше здоровье перед вашей болезнью, ваше богатство перед вашей бедностью...», потому что, Али бин Аби Талиб говорил:

«Я поражаюсь скупому человеку, который бежит от богатства, которое он искал, и ищет бедность, от которой он бежал.» Он живет жизнью жалкого человека в этом мире, и он будет желать, чтобы его считали в следующей жизни (в ахъира) как богатого человека. Он копит это богатство, на которое он собирается покупать для своих сыновей алкоголь, автомобили, или облегчить этим для них ухаживания за девочками, и он будет в конечном итоге сокрушен железными молотами Мункар и Накир, и ангелов наказания в его могиле. И ангелы, которые придут за ним, чтобы забрать его в Ад, возьмут с него отчет за каждую частичку богатства, которое он когда-либо имел!

Эта история, которая, будучи просто наглядной, глубоко затрагивает. История о том, как богатый человек умер, и его дети сказали: «Мы хотим найти человека, который составит компанию нашему отцу в его могиле в течение только одной ночи.» Итак, они вырыли две могилы, и соединили одну могилу с другой. В одну из могил они помещают своего отца, и оставляют другую пустой.

Они начали искать кого-то, кто будет достаточно храбр, чтобы лечь рядом с его трупом. Итак, они в конечном итоге нашли одного слугу и сказали ему: «Мы дадим тебе тысячу динаров, если ты проведешь одну ночь рядом с нашим отцом.» Он ответил: «Я возьму деньги, и если я умру, мои дети смогут прожить на эти деньги, а если я останусь жить, то я начну свой бизнес на них." Ангелы наказания в могиле спустились говоря: «Здесь находится два человека.

Один из них живой, а другой мертвый, один проведет здесь одну ночь, а другой с нами навсегда.

Так раз этот человек уйдет завтра, давайте начнем расспрашивать его.»

Они спросили его: «Кто ты?»

Он ответил: «Меня зовут так-то и так-то».

-«Чем ты занимаешься, чтобы заработать на жизнь?»

-«Я слуга, который носит вещи для людей».

-«Ты носишь вещи для людей? Что ты используешь, чтобы носить эти вещи?»

-«Я использую веревку, сделанную из волокна».

-«Ты действительно уверен, что эта веревка была чистой, и не было наджаса (нечистот)? И как ты заработал десять шиллингов, на которые ты купил веревку?»

-«Я работал на такого-то и такого-то человека».

-«Действительно ли ты уверен, что его богатство было приобретено дозволенным путем, а не запрещенным путем?»

Так или иначе, они продолжали расспрашивать его о веревке и его работе от заката до следующего утра, после которого он вышел из могилы. Так, дети покойника приехали к нему, и спросили о том, что произошло. Он ответил: «Ваш отец будет подвергнут наказанию до Дня Воскресения.»

Они спросили его: «Почему?» Он ответил: «Поскольку мне действительно принадлежит только эта веревка, с помощью которой я несу вещи, и Ангелы провели всю ночь, спрашивая меня об этом, где я получил это, куда я пошел с этим, и т.д., так как же это будет для вашего отца, которому принадлежали все эти сады, дворцы, и здания? Когда они закончат брать отчет с него за все это?»

По правде говоря, это просто символическая история, однако она несет в себе большой смысл и заставляет задуматься. Вас возьмут, и будут брать с вас отчет ревностно. Вас возьмут, и вы будете давать отчет Аллаху интенсивно. Это нелегкий вопрос. Так приготовьте для себя надлежащие условия сейчас, и подготовьтесь отчитываться перед вашим Господом, и знайте, что завтра вы будете находиться в руках Аллаха, и будете расспрошены обо всех своих делах:

«...А те, которые поступают несправедливо, скоро узнают, куда они вернутся.» (с.26, а.227)

О мои братья, все это время я рассказывал вам о том, что вы находитесь сейчас в начале своей жизни, и что вы должны развернуться к исламу с помощью знаний, действий, и даавата! Для вас легко учиться, действовать, и учить других. Если вы не сделаете этого в пределах этого периода, вы упустите эту возможность, которая после уже никогда не появится у вас. Свободное время незаменимо! Возможно, вы никогда больше не будете иметь период, в котором у вас есть такое количество свободного времени, поэтому используйте это преимущество!

Остерегайтесь постоянных надежд и следованию своим желаниям! Постоянные надежды тратят впустую ваше время, и потакание своим желаниям портит ваше сердце, и я советую вам читать Благородный Коран каждый день! Я советую вам читать, по крайней мере, половину джуза в день, так, чтобы вы закончили перечитывать весь Коран за два месяца. Я также советую вам много поминать Аллаха и делать дуа по утрам и вечерам. Делайте азкары после утреннего намаза (фаджр) и совершайте намазы фаджр (утренний) и `иша (ночной) в мечети.

«Совершивший ночную молитву вместе с джамаатом, словно проводит половину ночи в молитве, а совершивший вместе с джамаатом утреннюю молитву, словно проводит всю ночь в молитве». (Муслим (656) и ат-Тирмизи (221)).

Кроме того, есть хадис, который сообщает ат-Тирмизи: «Тот, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до восхода солнца, а затем совершил два рака‘ата, то это станет для него подобно награде, как за совершение полноценного Хаджа и Умры, полноценного Хаджа и Умры, полноценного Хаджа и Умры». (ат-Тирмизи (586))

Так, совершайте утренний намаз (фаджр) в мечети, после этого прочитывайте часть Корана, просите прощение у Аллаха до восхода солнца, совершайте два ракаата духа намаза. Готовьтесь изо дня в день, и не откладывайте ничего на потом. Остерегайтесь наличия постоянных надежд приводящих к потере вашего времени.

Вы будете спрошены о каждой секунде вашей жизни, и в День Воскресения, каждый вздох, сделанный вами, отдалит вас от горя и сожаления. Совершайте утренний намаз, читайте Коран, испрашивайте прощения у Аллаха, совершайте джамаат намаз, поститесь в понедельник и четверг еженедельно, имейте хороших, справедливых друзей, ищите хороших, искренних друзей, которые помогут вам распространять исламский даават и призывать к поклонению только Аллаху.[3]

«...И клянусь Аллахом, если Аллах через тебя выведет на

прямой путь хотя бы одного человека, это будет для тебя лучше обладания красными верблюдами!» (Аль-Бухари (4210); Муслим, (2406)).

И вы ответственны перед Аллахом за передачу Его религии, потому что Аллах сделал вас мусульманами, и сделал вас лучшей из общин ясно показанными для человечества. Потому что Аллах говорит:

«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха...» (с.3, а 110)

Шейх Абдулла Аззам 

Перевел Абу Абдуррахман для Аль Даууа

_______________________________

 

[1] Он также написал книги, имеющие дело с тарбийя (воспитание), такие как «Madārij as‐Sālihīn Sharh Manāzil as‐Sā'irīn ilā Rabb al ‐ 'Ālamīn» и книгу «I'lām al‐Muwaqqi'īn 'Rabb al ‐'Ālamīn», и это книга, которая объединяет в себе вопросы фикха (знания) и усуль (основные положения, законы), так же как книга «Zād al‐Ma'ād fī Sīrat Khayr al ‐'Ibād», относительно молитвы, поста, хаджа, сражений Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

(Для биографической информации о Ибн аль-Кайиме, см. следующее Siddīq Hasan Khān «Abjad al‐'Ulūm» (3/138), Ibn Kathīr «al‐Bidāyah wan‐Nihāyah» (14/234), ash‐Shawkānī «al‐Badr at‐Tāli'» (2/143), Ibn Hajar «ad‐Durar al‐Kāminah» (4/21‐23), Ibn Rajab «Tabaqāt al‐Hanābilah» (2/447), Ibn 'Imād «Shadharāt adh‐Dhahab» (6/168), ad‐Dāwūdī «Tabaqāt al‐Mufassirīn» (2/93), так же как Bakr Abū Zayd Ibn al‐Qayyim al‐Jawziyyah «Hayātahu wa Athārahu», медицинская практика, и т.д., также книга «ar‐Rūh», и «Badā'i' al‐Fawā'id» и "al ‐ Jawāb al‐Kāfī fī as‐Su'āl 'ad‐Dawā' ash‐Shāfī». В действительности, у Ибн аль-Кайима есть более чем тридцать известных работ, которые все еще издаются и читаются сегодня.) 

 

[2] ( Муаз бин Амр бин Джаму' рассказывал: «Я сделал Абу Джахля моей целью в день Бадра, и когда я наконец увидел его, я подошел к нему и ударил его, разрубив до середины его бедро. Внезапно, его сын Икрима рубанул мое плечо своим мечом, оставив мою руку, свисающую на куске кожи. Это стало для меня препятствием для участия в битве на остальную часть дня, поскольку я должен был тащить руку позади себя! Наконец, когда я не мог тащить это больше, я встал ногой на руку и отдернул тело, пока моя рука не оторвалась.» (см. adh‐Dhahabī «Siyar A'lām an‐Nubalā» (1/250‐251) Абдурахман бин Ауф сказал что Муаз бин Афра не брал трофеев Абу Джахля, потому что он был убит позже в этот же день (см. «Mishkāt al‐Masābīh»( 2/352)) Абдулла ибн Масхуд нашел среди груды трупов Абу Джахля на последнем дыхании, и уселся на его груди.

Абу Джахль открыл глаза, увидел Ибн Масхуда на своей груди, и сказал стараясь унизить его: «Ты был одним из наших пастухов в Мекке?» Ибн Масхуд сказал: «Я конечно был, о враг Аллаха.» Абу Джахль тогда сказал: «Ты поставил себя в трудное положение, пастух верблюдов. Ты сидишь на моей груди? Никто никогда не усаживал себя на такую благородную вещь.» Ибн Масхуд тогда сказал: «Чей день сегодня? Кто победил? Аллах и Его Посланник (ﻢﻠﺳ و ﻪﻴﻠﻋ ﷲا ﻰﻠﺻ).» (передается от Анаса, Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ахмад и Байхаки) Конечно, есть другие повествования, подлинность которых не может быть подтверждена, что он сказал:

«Сообщите Мухаммаду (ﻢﻠﺳ و ﻪﻴﻠﻋ ﷲا ﻰﻠﺻ), что я останусь его врагом до своего последнего вздоха.» Есть также повествование, что, когда Абдулла ибн Масхуд был в Мекке, Абу Джахль ударил его, повредив ему ухо. Так, когда Ибн Масхуд сидел на груди Абу Джахля, он отрезал его голову. Было рассказано, что он тогда проделал отверстие в ухе Абу Джахля, связал веревку через него, и тащил его голову за эту веревку.

Оказалась, что голова Абу Джахля была довольно крупной, а ибн Масхуд был хилым, слабым человеком. Так, когда Посланник Аллаха (ﻢﻠﺳ و ﻪﻴﻠﻋﷲا ﻰﻠﺻ) увидел отрезанную голову Абу Джахля, он возблагодарил Аллаха, и сказал: «Клянусь Тем, кроме Которого нет ни одного достойного поклонения, для каждой общины есть свой фараон, и это фараон этой уммы.» (Сообщается от аль Хайзами в «Majma' az‐Zawā'id» (6/79)), который сказал: «Сообщается ат-Табарани и все передатчики являются достоверными по условиям сахих, за исключением Мухаммада бин Уахба бин аби Карима, и он является заслуживающим доверия», хадис хороший , а Аллах Знает об этом лучше. Об этом также сообщили ат-Табарани (8468 ‐ 8476), и аль-Байхаки в «ad‐Dalā'il» (2/261‐262). Аль-Бухари (3961) и абу Дауд (2772), оба сообщили о более короткой версии этого.)

 

И также сказано, что Посланник Аллаха (ﻢﻠﺳ و ﻪﻴﻠﻋ ﷲا ﻰﻠﺻ), после того, как он увидел веревку, привязанную через отверстие в ухе Абу Джахля, вспомнил день когда Абу Джахль поранил ухо Ибн Масхуда в Мекке, и затем сказал ибн Масхуду: «Ухо за ухо, и голова в дополнение.» (Для изучения всей истории убийства Абу Джахля см. «Fath al‐Bārī» (7/342‐354) и «Sharh Sahīh Muslim» (12/159‐160)).

[3] (Ибн Джамаа сказал: «Студент ищущий знания не должен смешаться ни с кем кроме тех, кому он может принести пользу, или от кого он может получить пользу. И если ему предлагают дружбу те, кто тратит впустую свое время, общение с кем не будет приносить пользу, те, кто не будет извлекать выгоду сами и не будет помогать ему в достижении его цели, он должен вежливо прекратить отношения с ними в самом начале отношений, прежде чем это будет прогрессировать до глубины, потому что когда что-то уже устанавливается, становится более трудным изменить это.

 

Есть фраза, которую постоянно повторяют фукаха ( ученые): «Отвержение чего-либо легче чем устранение этого.» Так, если он нуждается в чей-либо дружбе, пусть смотрит чтоб этот человек был справедливым, верующим, набожным, осторожным, умным, приносящим пользу, не злым, хорошим в подчинении, редко конфликтующим, который будет напоминать и помогать если что то забываешь, готовым прийти на помощь, если в нем нуждаются, и сохраняющим спокойствие, если он находится в бедствии.» (см. «Tadhkirat as‐Sāmi ʹ wal‐Mutakallim» ( p. 83)) 

(Эта книга была переведена на английский со сборника лекций Шейха Абдулла Аззама, записанных под названием «at‐Tarbiyah al‐Jihādiyyah wal‐Binā» (4/141‐154). Текст в скобках был добавлен переводчиком).

Аль Даууа