Из тафсира Шейха Усеймина: «Лишь Тебе мы поклоняемся и только Тебя просим о помощи»

17 декабря 2012 в 00:19

Его, мир ему и благословение Аллаха, слова: «О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и наилучшим образом поклоняться Тебе» (Абу Дауд 1522, шейх Аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса), — это мольба раба к Господу, чтобы помог Он ему в трех видах дел: поминании, благодарности, прекрасном поклонении. Верующий должен объединить в своем поклонении

- низкое положение перед Аллахом,

- свою нужду и зависимость от Него

- и служение Ему.

«Лишь Тебе мы поклоняемся и только Тебя просим о помощи». (Сура «Открывающая», аят 5).

И я думаю, что мы находимся не на высшей ступени в этом деле, а люди в этом отношении бывают четырех видов:

- из них те, кто усерден в поклонении и постоянен в обращении к Аллаху за помощью и поддержкой;

- из них те, кто не поклоняется Аллаху и не обращается к Нему за помощью;

- из них те, у кого обращение к Аллаху за помощью и поддержкой преобладает над поклонением;

- так же из них те, у кого занятость поклонением преобладает над обращением к Аллаху за помощью и поддержкой.

Высшая ступень из этого — первая, когда человек объединяет в себе усердие в поклонении и постоянство в обращении к Аллаху за помощью.

А теперь давайте посмотрим на наше положение — и я говорю о себе — у нас постоянно преобладает сторона поклонения. Человек совершает омовение, и нет у него в душе ощущения, что нужно обратиться к Аллаху за помощью для совершения омовения. Делает молитву, и нет у него в душе ощущения, что нужно обратиться к Аллаху за помощью для совершения молитвы, что если бы Аллах не помог ему, то не совершил бы он молитву.

Мы сказали: люди бывают четырех видов, — и в действительности мы беспечны к этому, в то время как обращение за помощью — это так же поклонение. И если, например, ты совершаешь молитву и чувствуешь, что совершаешь ее при помощи Аллаха, и что если бы не помощь Аллаха, то не смог бы ты ее совершать, и что ты зависишь от Аллаха, нуждаешься в Его помощи, чтобы совершить молитву и нуждаешься в Его помощи, чтобы, будучи уже в молитве, завершить ее — таким образом, ты выполняешь сразу два вида поклонения — молитву и обращение за помощью.

И большинство рабов Аллаха, как я думаю, а знание об этом у Аллаха — преобладает у них сторона поклонения. Можно увидеть, что преобладает у них сторона выполнения обрядов поклонения. Они обращаются к Аллаху в сложных ситуациях, говорят: «О Аллах, помоги мне», — однако в периоды благоденствия и благополучия большинство людей уделяют совсем немного внимания обращению к Аллаху за помощью.

Так же можно заметить, как у некоторых людей есть небрежность в поклонении, однако они постоянны в обращении к Аллаху за помощью. Чтобы они не делали, говорят: «Если не поможет нам Аллах, ничего у нас не получится». Даже ремешок своих сандалий не чинят, кроме как полагаясь на помощь Аллаха. Это прекрасно с одной стороны, но в этом и упущение с другой.

И среди людей есть те, кто усерден в поклонении Аллаху и постоянен в обращении к Нему за помощью. Такой человек объединяет в своих делах два этих момента и знает о себе, что он поклоняющийся Аллаху и уповающий на Него.

Поэтому Аллах постоянно упоминает вместе поклонение и упование, ведь упование, по сути, и есть обращение за помощью. «Поклоняйся Ему и уповай на Него». (Сура «Худ», аят 123). «Лишь Тебе мы поклоняемся, и только Тебя просим о помощи».  (Сура «Открывающая», аят 5).

И среди людей есть те, кто не поклоняется и не обращается за помощью — да убережет нас Аллах. Они — отклонившиеся от религии, не прибегают за помощью к Аллаху и не поклоняются Ему.

См. «Шарх аль-усуль мин ильм аль-усуль», 119