СМЕРТЬ РОССИИ. «Газпром» в агонии

2 февраля 2013 в 01:18
СМЕРТЬ РОССИИ. «Газпром» в агонии

Лондонская Financial Times посвятила большую статью об агонии "Газпрома". Газета отмечает, что демонстративное поведение русского газового монстра лишь прикрывает слабые позиции России.

Иск на 7 млрд. долларов, предъявленный "Газпромом" Украине за то, что та купила слишком мало газа, на первый раз кажется очередным примером того, как русский монополист пытается запугать более слабого партнера. На самом деле это демонстрирует, что бизнес модель "Газпрома", а вместе с этим и доминирующая позиция России на энергетических рынках, оказалась под угрозой.

Иск был предъявлен накануне подписание Киевом революционного контракта с Royal Dutch Shell по разработке месторождений сланцевого газа. Это наиболее серьезная попытка Киева вырваться из объятий русского монстра.

Но эта борьба "Газпрома" со своим крупнейшим клиентом лишь напоминает о проблемах русской компании в Европе, где еврокомиссия приступила к расследованию обвинений в том, что русская монополия нарушает европейское антимонопольное законодательство.

Контракт "Газпрома" с Украиной связывает цену на природный газ с ценами на нефть. Подобные контракты компания заключила и с другими европейскими странами, но там эта увязка подвергается все большей критике.

"Газпром" утверждает, что подобные контракты необходимы для гарантии доходов, которые идут на развитие новых месторождений. Но если антимонопольные органы ЕС, а также арбитражный суд , рассматривающий иск против Украины, вынесут вердикты против компании, то для нее это станет тяжелым ударом.

Кроме того, несмотря на то, что угроза для русских со стороны компаний, осваивающих месторождения в самой Европе пока еще не материализовалась, "Газпром" уже стал жертвой бурного развития рынка сланцевого газа в США. В результате мировые поставщики сжиженного газа, надеявшиеся продавать его на американском рынке, теперь отправляют газ в Европу в таких объемах, что цены уже падают.

Многие страны Западной Европы, а также Польша уже воспользовались этим и добились от "Газпрома" изменить свои контракты, в которые теперь входит элемент спотового установления цен и механизм, позволяющий менять объемы закупок. Украина хочет таких же изменений.

Совместный эффект конкуренции со стороны сланцевого газа, а также работа антимонопольной комиссии ЕС могут вынудить "Газпром" поменять бизнес модель.

Если бы Москва поступала разумно, то она бы разделила "Газпром" на несколько компаний, отделила от него управление газопроводами, и дала бы нескольким газовым компаниям конкурировать между собой на европейском рынке.

Это, конечно, уменьшило бы шансы того, что Россия сможет использовать поставки газа для достижения своих политических целей, но оптимизировало возможность русской газовой отрасли конкурировать на либерализованном европейском рынке.

Вместо этого ответ Москвы на расследование ЕС напоминает человека, отворачивающегося от проблемы и закрывающего уши.

Кремль выпустил указ, в попытке заблокировать расследование возможной антимонопольной политики "Газпрома". Если монополист будет признан виновным, а Москва не согласится на требования ЕС, то это лишь приведет к прямому конфликту с Брюсселем, и вынудит страны ЕС еще более активно искать альтернативные источники энергии.

Однако, к разочарованию миноритарных акционеров "Газпрома", Кремль регулярно ставит во главу угла политические игры, а не коммерческие интересы.

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр