Ибн Аль-Каййим: Наставление Пророка (алейхи салату васалам) в джихаде. Часть 1

Раздел: Наставление и путь Пророка, ﷺ, в джихаде и военных операциях, в которых он принимал личное участие, и в которые отправлял своих сподвижников

Джихад это вершина ислама, и для муджахидов предназначены высшие чертоги Рая так же как они занимают высокое положение в дунья. То есть они их статус выше, чем у других людей и в этой жизни, и в Ахирате. Поэтому посланник Аллах, ﷺ, в джихаде находился на самом высочайшем уровне, и  достиг совершенства во всех его видах. Он вёл наилучший джихад ради Аллаха своим сердцем и душой, призывом и разъяснением, мечом и копьём. Всё его время было посвящено джихаду сердцем, языком и рукой, и поэтому он самый почётный из творений и самый великий пред Аллахом.

Всевышний Аллах повелел ему вести джихад, когда послал его с пророческой миссией, и сказал Он: «Если бы Мы пожелали, то послали бы в каждое селение предостерегающего увещевателя. Посему не повинуйся неверующим и веди с ними посредством Корана великий джихад» (Различение, 25:51-52).

Это мекканская сура, в которой Аллах повелел вести с кафирами джихад посредством доводов, разъяснения и доведения до них Корана, и также джихад с мунафиками заключается в доведение до них доводов, потому что они находятся под властью мусульман. Сказал Всевышний: «О Пророк! Веди джихад с неверующими и лицемерами и будь суров к ним. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» (Покаяние, 9:73).

Джихад же с мунафиками сложнее, чем джихада с кафирами. Это джихад элиты Уммы и наследников пророков. Этот джихад ведут единицы во всем мире, и те, кто участвуют в нем и помогают ему, не смотря на свою малочисленность, имеют великий статус у Аллаха.

К лучшему джихаду относится слово истины, сказанное, не смотря на силу противника, подобно истине, сказанной перед человеком, который способен тебе навредить и причинить страдания, и поэтому посланники, да благословит их Аллах и приветствует, имеют в этом наиболее полную долю, и этот джихад нашего Пророк, ﷺ, был наиболее глубоким и совершенным.

И так как внешний джихад с врагами Аллаха является ответвлением джихада человека со своей душой ради Аллаху, как сказал об этом Пророк, ﷺ: «Муджахид – это тот, кто ведёт джихад со своей душой, чтобы подчинить её Аллаху. Мухаджир – это тот, кто не делает того, что запретил Аллах» (Ахмад, 23957, достоверный хадис), то джихад с душой предшествует внешнему джихаду с врагом и является основой для него. Ведь тот, кто не вёл сначала джихад со своей душой и не сражался с ней, дабы она выполняла то, что ей приказано, и не делала того, что ей запрещено, тот не сможет вести джихад против внешнего врага. Как сможет он вести джихад с врагом и воздать ему по заслугам, в то время как его внутренний враг властвует над ним и командует им, а человек не сражается с ним ради Аллаха? Более того, человек не сможет выйти на джихад против врага, пока не будет вести джихад со своей душой, препятствующей этому выходу.

Посредством джихада с этими двумя врагами – внешним и внутренним, то есть с душой – человек испытывается, а есть также и третий враг, без джихада с которым невозможен джихад с первыми двумя. Этот враг удерживает человека от джихада с двумя другими, лишает его сил и отпугивает, не переставая внушает ему страх перед джихадом с этими двумя врагами, смущая его трудностями и лишениями, потерей радостей и прелестей жизни.

И человек не может вести джихад с этими двумя врагами без джихада с третьим врагом, и джихад с ним является основой для джихада с этими двумя. И этот враг – шайтан, как сказал Всевышний: «Поистине, шайтан ваш враг, так относитесь к нему как к врагу» (Творец, 35:6). Приказ относиться к нему как к врагу – это предупреждение о том, что надо приложить силы для войны и джихада против него, потому что это враг, который ни минуты не отдыхает и не проявляет небрежность в войне с человеком.

И это три врага, с которыми повелено человеку сражаться и вести джихад, и поистине, Аллах испытывает и проверяет человека войной с ними в этом мире. И Аллах наделил  человека силами, снаряжением, оружием и помощниками для этого джихада, также как наделили его врагов силами, снаряжением, оружием и помощниками, испытывая каждую из сторон этой борьбы, и проверяя, кто будет Его сторонником и сторонником Его посланников, а кто будет сторонником шайтана и его партии, как сказал Он об этом: Мы сделали одних из вас искушением для других: проявите ли вы терпение? Твой Господь – Видящий. (Различение, 20).

И сказал Он также: Если бы Аллах пожелал, то отомстил бы им сам, но Он пожелал испытать одних из вас посредством других. Он никогда не сделает тщетными деяния тех, кто был убит на пути Аллаха. (Мухаммад, 4).

 И сказал Он: Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести. (Мухаммад, 31). И Он дал Своим рабам слух, зрение, разум и силы, и ниспослал им Свои Писания, отправил к ним Своих посланников, которых поддержал Своими ангелами, и сказал им: Я – с вами. Укрепите тех, которые уверовали! (Добыча, 12).

Он приказал людям то, что является для них самой большой помощью в войне с их врагом, и сообщил им, что если они подчинятся Его приказу, то всегда будут побеждать Его и своего врага, и что если враг одолеет их, то лишь по причине того, что люди не делали чего-то из приказанного Аллахом, или же из-за совершения ими грехов.

Но Он не привёл их в отчаяние и не обескуражил их, а наоборот, повелел повернуться лицом к тому, что их постигает, залечивать раны и возвращаться к борьбе и сопротивлению врагу, и в таком случае Он поможет им и даст победу. Аллах также сообщил людям, что Он вместе с богобоязненными, с благодетельными, с терпеливыми и верующими, и что Он защищает Своих верующих рабов от того, от чего они не могут защититься, и что благодаря Его защите они побеждают врага, и что если бы не Его защита, то враги схватили бы и уничтожили верующих. И эта защита зависит от силы имана верующих, и если крепок иман, то сильна защита Аллаха, и тот, кто обретёт благо, пусть восхваляет Аллаха, а тот, кто обретёт нечто другое, то пусть не упрекает никого, кроме самого себя.

И Аллах приказал людям вести ради Него истинный джихад должны образом, так же как Он приказал им бояться Аллаха должным образом, а «должны образом» значит подчиняясь и не ослушиваясь, помня об Аллахе и не забывая о Нём, благодаря и не проявляя неблагодарность.

Вести джихад должны образом значит, что человек ведёт джихад со свой душой дабы подчинить своё сердце, язык и тело Аллаху, и дабы полностью принадлежать Аллаху, а не своей душе; и ведёт джихад с шайтаном не веруя в его обещания, не слушаясь его приказов и делая то, что он запрещает, ведь поистине, обещания шайтана – лишь пустые надежды и обман, он обещает нужду и приказывает совершать мерзости, он отвращает от страха перед Аллахом, от следования прямому пути, от  целомудрия, терпения и от всех качеств верующих…

И в результате джихада с душой и шайтаном человек получает силу и власть, которые служат ему снаряжением в джихаде с внешним врагом, который ведется сердцем, языком, рукой и имуществом, дабы слово Аллаха было наивысшим.

Саляфы по-разному определили что такое «истинный джихад».

Ибн Аббас сказал: это приложение всех сил для джихада, не боясь ради Аллаха ни чьих упрёков.

Мукатиль сказал: Это значит «действуйте ради Аллаха наилучшим образом и поклоняйтесь Ему наилучшим образом.

Абдуллах ибн Аль-Мубарак сказал: Это борьба с душой и страстями, и не прав тот, кто утверждает, что оба этих аята отмененные, потому что предположил, что они содержат повеление совершить невозможное для человека. Истинная богобоязненность и истинный джихад это то, что может каждый человек в своей душе, и различается в зависимости от различия людей в силе и слабости, знании и невежестве. То есть истинная богобоязненность и истинный джихад в отношении сильного, обладающего возможностями и знающего человека – это одно, а в отношении слабого, невежественного, бессильного – другое. Поразмышляй же над тем, что этот приказ завершается словами «Он избрал вас и не сделал для вас в религии никакого затруднения» (Хаджж, 22:78).

Затруднение – это стеснение, а Аллах сделал религию широкой, вмещающей (адаптированной для) каждого человека, так же, как Он сделал пропитание для каждого живого существа, и возложил на человека то, что под силу человеку, и наделил его достаточным для него пропитанием. И Аллах не сделал для Своего раба никакого затруднения в религии, сказал Пророк, ﷺ: «Я послан с лёгкой ханафией», то есть с религией единобожия, в делах которой нет затруднения.

Аллах предельно расширил и облегчил для Своих рабов дела религии, ризкъ, Своё прощение и милость и дозволил им покаяние до тех пор, пока душа остается в теле, и распахнул для них врата покаяния до тех пор, пока не взойдёт солнце с запада. Он сделал для каждого плохого поступка искупление, будь то покаяние, благое деяние, стирающее этот плохой поступок, или же постигающее человека горе, которое служит очищением от этого плохого поступка. Он также сделал для всего, что запретил Своим рабам замену из дозволенного, которая полезнее, лучше и слаще, чтобы для людей не было потребности в запретном.

Он расширил границы дозволенного, и не сделал в нём стеснения, и сделал для каждого затруднения, которым Он испытывает людей, одно облегчение до этого затруднения и одно после, и  «никогда не одолеет одно затруднение двух облегчений». И если так Аллах Всевышний относится к Своим рабам, то как же Он может возложить на них нечто им слишком тяжёлое, не говоря уже о том, чего они не в состоянии выполнить?

Ибн Каййим Аль-Джаузиййа, «Зад аль-ма’ад»,

فَصْلٌ فِي هَدْيِهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي الْجِهَادِ وَالْمَغَازِي وَالسَّرَايَا وَالْبُعُوثِ

Перевод: Муслим Галанчожский

Скачать в PDF

alisnad.com