З. БЖЕЗИНСКИЙ: Если Украина не будет сопротивляться, США должны поддержать ее в одностороннем порядке

З. БЖЕЗИНСКИЙ: Если Украина не будет сопротивляться, США должны поддержать ее в одностороннем порядке

***

Известный американский советолог, профессор Збигнев Бжезинский выступил на конференции в американском Центре Уилсона по вопросу об угрозе, которую несет человечеству Россия. Он в частности сказал:

"Мы сейчас наблюдаем в Украине постепенный и устойчивый подъем русского квази-мистического (т.е. сатанинского - КЦ)  шовинизма, который продолжается уже в течение шести или семи лет. Главную роль в этом сыграл Путин.

Недавно "Российский совет по международным делам" опубликовал статью, посвященную трансформации русской национальной идентичности и новой доктрине внешней политики. В ней достаточно подробно освещается процесс создания абсолютно новых концептуальных рамок для определения отношений России с миром — отношений, в которых, как считают русские, они нуждаются после распада их Советского Союза и частичной дезинтеграции Русской империи.

Речь идет о четырех ключевых концепциях: во-первых, концепция «разделенного народа», во-вторых, тема «защиты сограждан за рубежом», в-третьих, тема «русского мира», в-четвертых, значение признания и сохранения, приятия и продвижения «великой русской цивилизации».

Концепция разделенного народа — это отправная точка для шовинистических заявлений о том, что суверенитет России распространяется на всех "русских людей", где бы они ни находились. Концепции разделенного народа и защиты "сограждан за рубежом" приводят нас к идее "русского мира". Под ним подразумевается органическое целостное единство всех "русских людей", независимо от их места проживания. И эти места проживания могут быть изменены путем воссоединения этнических русских. Вспомните о странах Балтии.

Не менее важной является убежденность в том, что Россия не входит в состав западной цивилизации. Она также не является частью Китая. Она не является частью мусульманского мира. Считается, что Россия сама по себе является "великой цивилизацией".

Понимание доктринальной основы мировоззрения Путина — это важная отправная точка для рассмотрения украинского вопроса. Украинский кризис — это не результат какой-то внезапной ссоры, а симптом более серьезной проблемы: появления политики, упакованной внутри более масштабной философской концепции.

Применение силы в Крыму и непрекращающиеся попытки дестабилизировать ситуацию в отдельных областях Украины являются серьезной угрозой для международных договоров, заключенных после второй мировой войны. И Россия  теперь бросает вызов. И это является серьезной угрозой, актуальной угрозой — по крайней мере, в психологическом смысле, но потенциально, особенно с учетом событий в Крыму, также и в военном. Это угроза для стран Балтии, Грузии, Молдовы, Беларуси,

Украинская проблема — это угроза, с которой Западу необходимо бороться на трех уровнях.

Мы должны предотвратить применение силы.

Во-вторых, мы должны добиться прекращения сознательных попыток России дестабилизировать ситуацию в восточных областях Украины. Участники вооруженных конфликтов оказались хорошо вооруженными, у них было эффективное зенитное оружие и даже танки.  Это является формой межгосударственной агрессии.

Третья наша задача заключается в том, чтобы настоять и затем обсудить с русскими формулу окончательного компромисса. Украину необходимо поддержать, если она будет сопротивляться. Если Украина не будет сопротивляться, если беспорядок внутри страны сохранится и правительству не удастся организовать эффективную систему национальной защиты, тогда украинскую проблему нужно будет решать в одностороннем порядке.

Однако это может повлечь за собой последствия, которые, вероятно, окажут дестабилизирующее воздействие на уязвимые государства и на отношения между Востоком и Западом в целом. И силы шовинизма внутри России станут еще более решительными.

Эти силы на самом деле представляют собой наиболее негативные аспекты современного русского общества: своего рода жажду национализма, самореализации, удовлетворение от осуществления власти.

Если Украину необходимо будет поддержать в ее попытках сопротивляться, украинцы должны знать, что Запад готов помочь им. И нет никаких причин скрывать эту готовность. Гораздо полезнее заявить о ней, сообщить украинцам и тем, кто им угрожает, что, если Украина будет сопротивляться, она получит оружие.

И мы предоставим это оружие еще до того, как свершится сам акт вторжения. Поскольку в отсутствии этого оружия с искушением вторгнуться и опередить остальных будет крайне сложно бороться. Но значение имеет также и то, какое оружие мы предоставим. С моей точки зрения, это должно быть оружие, особенно эффективное в войне сопротивления в условиях крупных городов.

Нет никакого смысла пытаться вооружить украинцев так, чтобы они могли противостоять русской армии на открытом пространстве: русская армия — это тысячи танков и командующие, готовые применить сокрушительную силу. Нам стоит обратиться к урокам, которые мы извлекли из эпизодов сопротивления в условиях городов во время войны в Чечне, чья столица была местом ожесточенных боев в течение трех месяцев.

Суть в том, что, чтобы попытки вторжения стали успешными в политическом смысле, необходимо захватить крупнейшие города. Если крупные города, такие как Харьков или Киев, начнут сопротивляться и боевых действий в городских условиях будет не избежать, конфликт затянется и повлечет за собой огромные расходы.

И главное заключается в том — именно в этом смысле время начала этого кризиса имеет большое значение — что Россия пока не готова пойти на такого рода шаг. Такой шаг повлечет за собой серьезные человеческие потери и огромные финансовые расходы. На него нужно потратить много времени, и он вызовет усиление давления со стороны международного сообщества.

Я считаю, что мы должны дать украинцам понять, что, если они готовы к сопротивлению, судя по их заявлениям и действиям (хотя и не слишком эффективным), мы предоставим им противотанковые орудия, ручные противотанковые орудия, ручные ракеты — то есть оружие, которое можно использовать в условиях города. Речь не идет о том, чтобы вооружать украинцев для нападения на Россию.

Невозможно напасть на страну, такую как Россия, имея только оборонительное оружие. Но если у вас есть оборонительное оружие и доступ к нему, если вы знаете, что оно будет у вас, вы с гораздо большей вероятностью согласитесь на сопротивление.

Таким образом, это начинает действовать как средство сдерживания, позволяя также проводить более эффективные операции по прекращению насилия, спонсируемого лицами на границе между Украиной и Россией. Это, с моей точки зрения, в любом случае поможет снизить риск и избежать искушения решить этот кризис при помощи оружия.

С русской стороны, учитывая эйфорию вокруг успеха операции в Крыму, которая оказалась стремительной и решающей и которая не встретила никакого сопротивления, искушение повторить этот успех может оказаться весьма серьезным для лидера, который стремится одерживать масштабные победы.

В то же время мы должны принимать участие в поиске возможных вариантов компромиссного решения.  Россия должна понять, что Украина не станет членом мифического Евразийского союза. НАТО должно тоже действовать более решительно в вопросе защиты безопасности тех членов НАТО, которые граничат с Россией и где проживают многочисленные русские сообщества, составляющие примерно 25% их населения.

В частности, я имею в виду Латвию и Эстонию. Америка подтвердила свое военное присутствие там. Я считаю, что было бы гораздо лучше, если бы ведущие европейские государства, такие как Германия, Франция и Соединенное Королевство, тоже разместили там своих военнослужащих. Чтобы на регулярной основе там была не только Америка.

Крым станет тяжелым экономическим бременем для России. Нет никаких оснований полагать, что та разновидность экономической деятельности, которую достаточно успешно вел Крым — будучи местом отдыха туристов, куда прибывали международные лайнеры и приезжали иностранные туристы — будет сохранена. Россия должна будет вкладывать огромные средства в экономическое развитие Крыма.

С момента присоединения Крыма к России цены там выросли в три раза. Все это накладывает дополнительные обязательства на Россию, чья экономика остается достаточно слабой.

Россия своими действиями настроила против себя около 40 миллионов человек. В отличие от других славян, украинцы в прошлом никогда не относились к России враждебно (украинцы не славяне, а сарматы. Русские же вообще не славяне, а монголоугры - КЦ). Враждебное отношение украинцев к России — это новое явление, и с каждым днем его интенсивность растет. Таким образом, в этом отношении Украина со временем не только станет серьезной проблемой для России, но это еще и грозит окончательной потерей огромной территории — величайшей территориальной потерей в истории имперской экспансии России.

А это в свою очередь может разрушить новую мифологию, касающуюся места и роли России в мире. Мифология, которую навязывает Путин и которую принимает значительная часть менее образованных и более шовинистически настроенных русских, это дорога в никуда.

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр