РУССКИЙ ОККУПАНТ. Россия обязана безотлагательно вернуть Восточную Пруссию Германии

19 сентября 2014 в 12:48

Аналитик вильнюсского Центра исследования Восточной Европы Лауринас Кащюнас напомнил русскому врагу,  что захватывая Крым и покушаясь на другие территории на востоке  Украины, Россия нарушает международные соглашения о целостности границ государств, а это дает основание напомнить ей, что в 1945 году на Потсдамской конференции Восточная Пруссия была передана ей всего только на 50 лет.

«Срок 50 лет уже давно прошел, поэтому есть повод поднимать этот вопрос», - указал ученый.

О постановлении Потсдамской конференции о статусе Восточной Пруссии могли бы напомнить и потребовать от России ее возврата законному хозяину - Германии -  могли бы участники конференции – Англия и Америка. Для этого достаточно было бы правовой и политической основы, но нет политической воли, указал специалист по международному праву. «Я сомневаюсь, что по этому вопросу обсуждаются возможные сценарии: скорее, это уже забыто, как забыт Будапештский меморандум», - сказал Кащюнас.

Поднимать вопрос о возвращении Восточной Пруссии Германии, по мнению Кащунаса, Запад не осмелится и потому, что Россия не раз говорила об использовании ядерного оружия, а Запад этого боится.

Однако Кащунас уверен, что изменения в незаконно удерживаемой Россией и до сих пор не возвращенной Германии Востоной Пруссии необходимы.

«Политическая ситуация, тенденции милитаризации Восточной Пруссии заставляют говорить хотя бы о том, что Кёнигсберг должен быть как можно более открытым для международного сообщества. Когда Советский Союз развалился, в Восточной Пруссии было видение, что регион должен быть связан с Европой. Позднее говорилось о том, что Кёнигсберг иначе, чем вся Россия, должен более активно участвовать в торговом, инвестиционном пространстве Европейского Союза», - сказал аналитик.

По словам Кащунаса, такая открытость Кёнигсберга к западу не позволила бы использовать область как часть военно-промышленного комплекса России, регион стал бы бастионом экономического благополучия. И для этого есть предпосылки.

«90% жителей Восточной Пруссии не бывали в других регионах России, но бывали в странах ЕС. От соседних стран Кёнигсберг экономически отстает, и думаю, регион хотел бы использовать свой потенциал», - сказал аналитик.

По словам Кащунаса, концепция более открытого Кёнигсберга была особенно яркой примерно в 2005 году, но все притихло, потому что Москва не позволила развивать эту идею: «Поняв, что могут возникнуть разные нюансы, связанные с автономией Восточной Пруссии, Москва решила прекратить эти игры, и переделала всю систему таким образом, что, по сути, все теперь зависит от ее решений».

Идея более открытого к международному сообществу и отношениям с ЕС Кёнигсберга могла бы быть осуществлена на основании референдума. Но инициировать его должны сами жители, а добиться чего-то можно только в том случае, если он пройдет честно.

«Если бы жителям Кёнигсберга предложили перспективу экономического развития, открывающую европейский рынок, регион понял бы, что это его естественная потребность. Если Россия будет не в состоянии удовлетворить эту потребность, можно будет думать о референдуме о статусе Восточной Пруссии. Правда, важно, чтобы референдум инициировали сами жители», - сказал Кащунас.

По словам аналитика, результат такой инициативы будет зависеть от условий референдума, но он не усматривает оптимистических перспектив. Собеседник отметил, что в Кёнигсберге доминирует «Единая Россия», которая, по сути, является партией Путина, а это значит, что для автономии не будет никаких предпосылок.

«С другой стороны, мы понимаем, что референдум в России часто является пародией. Должны быть созданы условия, чтобы представить общественности видение более открытого Кёнигсберга, но вряд ли такая возможность может быть создана в современной России.

Думаю, что такой референдум не будет отличаться от очередных "выборов", а может, будет еще более жестким, так как для граждан это болезненный вопрос. Но если бы все прошло гладко, с соблюдением правил, думаю, там было бы с кем разговаривать, и точно была бы поддержка», - сказал Кащунас.

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр