СТРАНА-МУСОР. Вкладывать деньги в России — все равно, что вкладывать в мусор

22 февраля 2015 в 12:06

Экономист Травкин, профессор "Европейского университета" в Нюене, ака Петербурге, рассказал в сети о стране-мусоре России в связи с тем, что международное рейтинговое агентство Moody’s снизило кредитный рейтинг этой страны до неинвестиционного уровня Ba1 с негативным прогнозом. В конце января агентство Standard&Poor’s также снизило рейтинг этой страны до мусорного уровня. Профессор Травкин пояснил:

"Это означает, что Россия становится совсем непривлекательной для инвесторов. Пока рейтинг был несколько повыше, условно можно сказать, что какая-то привлекательность еще сохранялась. Понятие мусорного уровня означает, что вкладывать деньги в России означает все равно, что вкладывать в мусор, в мусорные бумаги.

Это будет означать для России дальнейшие проблемы с инвестициями. В принципе, положение и сейчас плохое, капитал из России активно бежит. По итогам прошлого года из России ушло 150 миллиардов долларов. Но если такие рейтинги, то, скорее всего, и оставшиеся потенциальные инвесторы будут относиться к России соответствующим образом.

Из России бежал капитал и тогда, когда в этой стране были сравнительно неплохие рейтинги. Но бизнес видел как в России нарушаются права собственности, видел многие другие проблемы, и часть капитала из России уходила.

Реально инвестор смотрит на совокупность обстоятельств. Но в том числе и на рейтинги, потому что если инвестор рассматривает возможность вложений в десятки разных стран, то он не может сам профессионально знать где что происходит. Рейтинг - это обобщающая картина. Там, где рейтинг повыше дела лучше. Если рейтинг пониже дела хуже.

Это связано с ценами на нефть и с санкциями. В России были очень серьезные проблемы с незащищенностью собственности. Но раньше, когда проблемы были только с собственностью, рейтинги были повыше. Санкции и низкие цены на нефть показали, что в России нет смысла вкладывать даже в целях спекуляции на растущих ценах на нефть. Раньше иногда вкладывали с этой целью. А сейчас, поскольку нефть дешевая, даже на такого рода спекуляциях не заработаешь.

Если цены на нефть не вырастут, то дальше у русского правительства ситуация практически безнадежная. Экономика работает плохо, других доходов не ожидается, кроме нефтяных, ныне исчезающих. Поэтому когда кончится резервный фонд, не очень понятно, как это русское государство вообще будет расплачиваться по своим огромным обязательствам перед военно-промышленным комплексом, перед социальной сферой.

И на этот счет рейтинг показывает: если инвестор захочет одолжить деньги русскому государству, пусть знает, что через какое-то время долг у России будет нарастать. И вероятность, что государство сможет расплачиваться, не очень велика.

Меня не пугают разговоры о повышении пенсионного возраста, потому что квалифицированным экономистам давно было ясно, что что-то придется делать. Другое дело, что можно повысить пенсионный возраст, а можно, как было в 1990-е годы, платить нищенские пенсии, не повышая пенсионного возраста.

В правительстве все прекрасно понимают. Общая картина развала русской экономике понятна даже студентам-первокурсникам. Можно было чего-то еще не понимать три-четыре года назад, но сейчас все достаточно ясно. Но правительство ничего не может сделать. Главная проблема — это катастрофическое бегство капитала. В русскую экономику не хотят вкладывать деньги. Экономика не может нормально работать, если в нее не вкладывают.

А бегство капитала связано с теми проблемами, о которых мы говорим: зависимостью от высоких цен на нефть, с международными санкциями, с незащищенностью собственности. Русское правительство ничего не может сделать с этими проблемами, потому что они упираются не в экономические, а в общеполитические моменты.

Чтобы наладить положение дел в русской экономике, не надо было захватывать Крым, не надо было ссориться с теми странами, откуда приходят инвесторы, надо было обуздать силовиков, которые могут захватить практически любой бизнес в России. Это проблемы чисто политические".

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр