ДЕМОКРАТИЯ: 20 лет тюрьмы за чистку кэша браузера

ДЕМОКРАТИЯ: 20 лет тюрьмы за чистку кэша браузера

Знакомый братьев Царнаевых, Хайрулложон Матанов – 24-летний бывший водитель такси, который ужинал с Тамерланом и Джохаром в ночь перед Бостонским марафоном, был обвинен прокуратурой в уничтожении улик. При этом прокурор опирался на т.н. актом Сарбанеса-Оксли, пишет издание The Verge.

В начале 2000-х годов бывшие члены Конгресса США Пол Сарбанес и Майкл Оксли разработали законопроект, который принуждал корпорации к сотрудничеству с прокурорами в ходе судебных расследований.

Проект был создан под влиянием скандала 2001 года вокруг концерна Enron, когда энергетическая компания сумела спрятать миллиарды долговых долларов благодаря лазейкам в корпоративном законодательстве и «творческому» подходу к бухгалтерии. Документ, ставший известным как акт Сарбанеса-Оксли, был подписан президентом Бушем в 2002 году.

С тех самых пор этот акт обеспечивает легальные основания для преследования людей за такие действия, как например, очистку истории своего браузера в компьютере. По этому акту и был обвинен Матанов.

По версии, изложенной в американской прессе, Матанов узнал, что Царнаевы подозреваются в организации взрывов, спустя несколько дней после этого ужина, и обратился в местный полицейский участок в Квинси, штат Массачусетс.

В ходе общения с полицейскими он несколько раз якобы «достоверно солгал» – а затем очистил историю своего браузера и удалил всё видео со своего компьютера.

В мае 2014 года, после года слежки со стороны ФБР, Матанову было предъявлено обвинение в четырёх случаях «препятствия закону», одно из них – за «уничтожение любых записей, документов, или материальных предметов с целью воспрепятствования федеральному расследованию», за которое полагается наказание вплоть до 20 лет лишения свободы.

Акт Сарбанеса-Оксли в основном покрывает вопросы, связанные с корпоративной финансовой отчётностью, но один раздел – а именно, Параграф 802 – предусматривает серьёзные наказания за «уничтожение, порчу, сокрытие, фальсификацию записей, документов, или материальных предметов» с целью помешать или замедлить федеральное расследование.

Эта размытая риторика параграфа может быть с минимальными усилиями распространена и на нематериальные, личные данные – такие, например, как история онлайн-активности.

И в судебной истории уже имеется прецедент такого обвинения. В 2010 году студент Университета Теннеси Дэвид Кернелл был признан виновным по акту Сарбанеса-Оксли в стирании определённой информации со своего компьютера и очистке кэша своего браузера после взлома емейл-аккаунта бывшего губернатора Аляски Сары Пэйлин.

Такое широкое интерпретирование закона, который изначально был разработан для применения к крупным корпорациям, подливает масла в огонь вокруг и так уже ставшего злободневным вопроса – как ограничить возможности доступа властей к личным данным граждан.

Поскольку любое намерение является труднодоказуемым, текущая интерпретация Параграфа 802 позволяет властям выдвигать гражданам обвинения за удаление информации в любой момент в прошлом, если позднее она будет признана потенциальным свидетельством по некоторому делу.

В марте этого года Матанов «признал себя виновным» во всёх четырёх случаях препятствования ходу расследования, в обмен на смягчение наказания до 30 месяцев тюрьмы «за содействие правосудию».

Его приговор будет оглашён в конце июня.

Отдел мониторинга
Кавказ-Центр