ЭКСПЕРТ: «Россия начинает страдать от собственного империализма»

4 сентября 2015 в 14:27

Исследователь из университета Содертерн в Стокгольме Горбик рассказал о русской угрозе и имперском синдроме России в интервью литовским СМИ:

"До сих пор русские соседи отказывают Украине в самостоятельности. Начало подобного дискурса можно проследить со времени первых встреч украинцев и русских.

Очень четко с начала XIX века прослеживается тенденция к ориентализации Украины. Что подразумевает собой само понятие «ориентализм» или «ориентализация». Это когда тот или иной политический, географический субъект представляется как нечто лишенное способности к действию, пассивное, экзотическое, местами опасное. Т.е. экзотическая страна, где живут странные, не до конца понятные люди.

Опять классическая ориенталистская формула - «Восток — дело тонкое». Ты не знаешь, чего от них ожидать, они непредсказуемые, опасные, ленивые. Это классический образ Востока, который сложился в процессе его колонизации, когда его нужно было представить как политически неспособный субъект.

Русская литература в XVII-XIX вв. находилась под западным влиянием, темы и приемы приходили из французской, английской литературы. Конечно, порою смущало отсутствие чего-то такого своего.

Вспомним знаменитые слова Пушкина об украинцах как о племени поющем и пляшущем. Характерно использование самого слова племя, не совсем казалось бы подходящее к европейскому и вроде бы как близкому народу. Здесь мы видим низведение на уровень восточного, ориентального, экзотического объекта.

У Белинского пошло еще дальше. Он рассматривал запорожских казаков, Сечь, как кочевническую, азиатскую сущность, которая не поддавалась никакому управлению и рациональному использованию, и Русская империя в результате выполнила свою историческую задачу, уничтожив эту отсталую, азиатскую казацкую вольницу, принеся на территорию Украины ценности европейской цивилизации

(Напомним, что казаки были официально признаны в Германии германским народом как потомки германцев готов - КЦ).

И когда закладывались основы уже современной русской культуры, эти понятия вошли в определенной мере в русскую культурную ДНК. Это прописано в базовых механизмах восприятия, а развитие этих стереотипов видно потом в советском кино, где часто есть образ хитрого «хохла». Он не плохой, не злой, но крайне смешной, беспомощный в своих мелких происках. Зритель понимает, что он делает плохо, но он смешон и жалок.

Чем является Россия, где проходит ее граница, где ее пределы, где заканчивается она и начинается что-то другое? Вроде бы они хотят и Украину включить сюда, с другой стороны, они опасаются тут "хохлов", бандеровцев, правосеков. Т.е. сознание совершенно амбивалетное по этому поводу. Это приводит к тому, что собственное неумение отделить себя от остального мира вытесняется и переносится на украинцев, которые делятся на два вида.

Есть хорошие украинцы, которые пляшут, поют и любят Россию. Они могут по-мелкому подлить, газ тырить - что-то наподобие Януковича.

И есть плохие украинцы — зараженные тлетворным влиянием Запада, антироссийски настроенные, националисты (это уже почти "фашисты") и т. д. И сюда уже втягивается миф второй мировой войны и все вроде бы понятно — нужно давить гадину и т. д.

Сопротивление в Украине русской информационной машине - свидетельство того, что русские проекты построения единого народа, национальной общности потерпели неудачу и им не удалось до конца убедить украинцев в том, что они должны полностью раствориться в империи, новой исторической общности. Вся эта пропаганда имела успешное воздействие лишь на часть населения. Это говорит и о том, что пропаганда оказалась неэффективной. Но она вездесуща и сейчас.

Страдают от этого в большой степени русские. Россия, как и все империи, рано или поздно начинает страдать от собственного империализма. Это палка о двух концах. Но эта пропаганда вездесуща, и никто уже не вычеркнет из Пушкина (потомок чернокожих эфиопских евреев - КЦ) слова о пляшущем и поющем племени".

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр