9-й день Зуль-Хиджа: Великий День Арафа

9-й день Зуль-Хиджа: Великий День Арафа

Всевышний Аллах поклялся днем Арафа, что указывает на его величие. Аллах сказал: «Клянусь днем обещанным! Клянусь свидетельствующим (днем) и засвидетельствованным!» (аль-Бурудж 85: 2–3).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «День обещанный» – это день Воскрешения, «засвидетельствованный день» – это день Арафа, а «свидетельствующий день» – это пятница». ат-Тирмизи 3339, ат-Табарани 3458. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

В день Арафа Аллах освобождает рабов Своих от Ада и прощает им их грехи

Аиша рассказывала, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет такого дня, в который Аллах освобождал бы от Огня больше Своих рабов, чем в день Арафа. Поистине, Он приближается к ним, а затем хвалится ими пред ангелами, говоря: «Чего они желают?» Муслим 1348.

Также от Анаса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) в день Арафа сказал: «О Биляль, созови людей!» Биляль сказал: «Слушайте слова посланника Аллаха!» Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О люди! Пришел ко мне и передал салам от моего Господа, и сказал: «Поистине, Всевышний Аллах простил тем, кто находится на Арафа и на Маш’аре (гора в долине Муздалифа) и вблизи этих мест!»

Тут встал Умар ибн аль-Хаттаб и спросил: «О, посланник Аллаха! Это только для нас?!» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Это для вас и всех, кто будет после вас вплоть до Судного дня!» Ибн аль-Мубарак. Хадис достоверный. См. «Сахих ат-таргъиб» 2/33.

Самая лучшая мольба (ду’а) – это мольба в день Арафа

Сообщается со слов Абдуллаха ибн Амра, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшая мольба – это мольба в день Арафа, а лучшее из того, что говорил я и пророки до меня, это слова: «Нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит власть и Ему хвала, и Он над всякой вещью властен!». ат-Тирмизи 3585. Хадис хороший. См. «Сахих ат-таргъиб» 1536.

لا إله إلا الله وحده لا شريك له، له الملك و له الحمد و هو على كل شيء قدير  

/Ля иляха илля-Ллах, уахдаху ля шарика лях, ляхуль-мульку уа ляхуль-хамд, уа хууа аля кулли шей-ин къадир/.

Хафиз Ибн Абдуль-Барр говорил: «В этом хадисе указание на то, что мольба в день Арафа лучше, чем мольба в иное время, и в этом также указание на то, что день Арафа лучше других дней. И в этом хадисе также указание на то, что все мольбы или же большинство их них в день Арафа получают ответ. И также в этом хадисе указание на то, что наилучшее поминание Аллаха – это «ля иляха илля-Ллах»!» См. «ат-Тамхид» 6/41–42.

Имам аль-Баджи сказал: «Мольба в день Арафа – наилучшее поминание, за него больше вознаграждения и оно ближе к тому, чтобы получить ответ. Скорее всего, речь идет в хадисе только о тех, кто совершает Хадж, поскольку именно они обращаются во время Хаджа с мольбой в день Арафа». См. «Шарх аль-Мууатта» 1/358.

Однако некоторые саляфы считали, что это достоинство не ограничивается только паломниками, несмотря на то, что это больше относится к ним, и считали желательным не совершающим Хадж тоже обращаться к Аллаху с мольбами и поминать Аллаха в мечетях в день.

***  

Что особенного в Дне Арафа?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

 День Арафа (9-ое Зуль-Хиджжа) имеет следующие особенности:

1) Это день, в котором стала полноценной Религия и завершилась Милость.

В обоих «сахихах» сообщается со слов Умара б. аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, о том, как некий иудей сказал ему: «О повелитель правоверных! Вы читаете в своей книге один айат. Если бы он был ниспослан нам, иудеям, то мы бы сделали праздником тот день, о котором в нём говорится». Умар спросил: «И что же это за айат?»

Иудей ответил: ««Сегодня Я довел до полноценности для вас вашу Религию, исполнил [обещанную] вам Милость Свою, и одобрил для вас Ислам, как Религию» (Св. Коран, 5: 3)». Умар сказал: «Мы знаем, что это за день. Мы даже знаем то место, где был ниспослан Пророку, мир ему и благословение Аллаха, [этот айат]. Он тогда стоял у Арафата в пятницу!»

2) Этот день является праздником для тех, кто его застанет.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «День Арафа, День Закалывания и следующие за ним три дня «ат-ташрик» являются нашими праздниками, о люди Ислама! Это дни еды и питья». Этот хадис приводят составители «сунанов». Сообщается, что Умар б. аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Айат: «Сегодня я довёл до полноценности…» снизошел в пятницу, в День Арафа, и оба эти дня, хвала Аллаху, являются для нас праздником!»

3) Это день, которым поклялся Аллах.

Великий, клянётся только великими вещами. И одной из таких великих вещей является «засвидетельствованный день» (йаум аль-машхуд), как сказал Всевышний: «Клянусь свидетельствующим (шахид) и засвидетельствованным (машхуд) (Св. Коран, 85: 3).

Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «обещанный день (йаум аль-мав’уд) – это День Воскресения; засвидетельствованный день – это День Арафа; свидетельствующий – это пятница!» Хадис приводит ат-Тирмизи, а аль-Альбани счел его хорошим.

Это также «нечетный» (аль-витр) день, которым клянётся Аллах: «Клянусь четным (шаф’у) и нечетным (витр)(Св. Коран, 89: 3). Ибн Аббас сказал: «Четный – это День Жертвоприношения (йаум аль-адха), а нечетный – это День Арафа». Также высказались Икрима и ад-Дахак.

4) Пост в этот день служит искуплением для двух лет.

От Абу Катады, да будет доволен им Аллах, сообщается, что относительно поста в День Арафа, Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Он служит искуплением [прегрешений] прошедшего года и будущего года!» — передаёт Муслим.

Однако, это желательно только для того, кто не совершает хаджж. Что же касается совершающего хадж, то для него не является сунной соблюдать пост в День Арафа, ибо Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отказывался от поста в этот день. Сообщается, что будучи у горы Арафат, в День Арафа, он удерживал людей от поста.

5) Это день, в котором Аллах взял завет для потомков Адама.

Со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал:

«Поистине, Аллах взял завет, с поясницы Адама в День Ни’ман (т.е. Арафа) и извлёк из его поясницы всех до единого его потомков. Он рассеял их пред собой подобно пыли, затем обратился к ним со словами: «Разве не Я ваш Господь?» Они сказал: «О да, мы засвидетельствовали!»

И получено это свидетельство, чтобы не говорили они в День Воскресения: «Поистине, мы были относительно этого [единобожия] в неведении». Или же: «Поистине, были многобожниками отцы наши, что были до нас.

Мы же были потомками после них и следовали за ними. Погубишь ли Ты нас за то, что совершили приверженцы лжи из наших отцов?» (Св. Коран, 7: 172 – 173)». Этот хадис приводит Ахмад, а аль-Альбани подтверждает его достоверность.

Нет величественней дня и нет величественней завета!

6) Это день прощения грехов, освобождения от огня и хваления людей

В «сахихе» Муслима приводится со слов Аишы, да будет доволен ею Аллах, о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет такого дня, в котором Аллах освобождает от огня рабов больше, чем в День Арафа. И поистине, Он приближается, затем хвалится ими перед ангелами, говоря: «Что они хотят?»«

От Ибн Умара передано, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в ночь Арафа, перед англами Всевышний Аллах хвалится людьми, которые прибыли на Арафат, и говорит: «Взгляните на моих рабов! Они пришли потрёпанные и покрытые пылью». Этот хадис приводит Ахмад, а аль-Альбани отнёс его к достоверным.

Мухаммад Салих аль-Мунаджид

***

Десятое Зуль-Хиджжа – это день совершения праздничной молитвы Жертвоприношения (салятуль-Ид)

Умм Атыйя рассказывала: «Я слышала, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть молодые девушки, и сидящие за занавесками, а также женщины, у которых месячные, выходят из своих домов и принимают участие в благих делах и обращениях верующих к Аллаху со своими мольбами, однако тем, у которых начались месячные, желательно держаться в стороне от места молитвы[4]». аль-Бухари 324, Муслим 2/605.

Ибн Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал своим дочерям и женам выходить на молитву двух праздников (Жертвоприношения и Разговения)». Ахмад 1/231, Ибн Абу Шайба 2/182. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» 2115.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Мы пришли к заключению, что праздничная молитва является обязательной для каждого (фардуль-айн), как это сказал Абу Ханифа и другие имамы. И это одно из мнений имама аш-Шафи’и и одно из мнений мазхаба Ахмада. Что касается слов: «Праздничная молитва фардуль-кифая[5]», то это далеко от того, чтобы быть истиной! Поистине, она является одним из величайших обрядов Ислама, и людей на нее собирается больше, чем на пятничную молитву, в ней установлен такбир. И утверждение, что она фардуль-кифая, не является правильным». См. «Маджму’уль-фатауа» 23/161.

Время праздничной молитвы

Время праздничной молитвы начинается с того момента, когда солнце восходит над горизонтом на высоту копья. То есть сразу же после того, как пройдет время, порицаемое для молитв. И длится ее время до тех пор, пока солнце не достигнет пика зенита, то есть начало времени обеденной молитвы. См. «Аунуль-Ма’буд» 3/486, «Шархуль-мумти’» 5/156.

О дозволенности поздравления друг друга после праздничной молитвы

Джубайр ибн Нафир рассказывал: «Когда сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) встречались в день праздника, они говорили друг другу: «Да примет Аллах от нас и от вас». ат-Табарани 22/52. Хафиз Ибн Хаджар и имам ас-Суюты назвали иснад хорошим. См. «Фатхуль-Бари» 2/517.

تَقَبَّلَ اللهُ مِنَّا وَمِنْكُمْ

«Такъаббаля-Ллаху минна уа минкум».

Мухаммад ибн Зияд рассказывал: «Я был вместе с Абу Умамой аль-Бахили и другими сподвижниками пророка (мир ему и благословение Аллаха), и они, возвращаясь с праздничной молитвы, говорили друг другу: «Да примет Аллах от нас и от тебя». Аль-Байхакъи в «Сунан аль-кубра» 3/320. Имам Ахмад, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани назвали иснад хорошим.

Адхам рассказывал: «Мы говорили Умару ибн Абдуль-Азизу в дни двух праздников: «Такъаббаля-Ллаху мина уа минк, о повелитель правоверных!», а он отвечал тем же и не порицал этого». Аль-Байхакъи. См. в «аль-Хауи» 1/112, имама ас-Суюты.

Али ибн Сабит рассказывал: «Однажды я спросил имама Малика о словах людей в день Ида: «Такъаббаля-Ллаху мина уа минк», и он сказал: «Это дело всегда было у нас, и мы не видим в этом ничего плохого!» Имам Ибн Хиббан в «ас-Сикъат» 9/90.

Также сообщается, что имам Ахмад о поздравлении в день Ида говорил: «Так поступали сподвижники и об этом говорили ученые». См. «аль-Инсаф» 5/381.

Тот факт, что сообщения от саляфов относительно вида поздравления упоминаются в установленном варианте, а именно: «Такъаббаля-Ллаху мина уа минк». И это указывает на то, что не следует заменять этот вид приветствия на какой-либо иной вид.

Что касается распространенного вида поздравления: «Куллю ам уа антум би хайр», «Ид мубарак» и т.п., то такой вид поздравления не передается ни от кого из сподвижников и их последователей (таби’ун), и нет этому никакого основания в Исламе, как сказал шейх аль-Альбани. Сл. «Сильсилятуль-худа уа-ннур» 52.

О недозволенности соблюдения поста в дни Разговения и Жертвоприношения

Абу Са’ида аль-Худри рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) запрещал соблюдать пост двух дней: в день Разговения и в день Жертвоприношения». Аль-Бухари 3/280, Муслим 2/577.

Пророк (мир ему и благословения Аллаха) говорил: «Я запрещаю вам соблюдать пост в дни праздников Разговения и Жертвоприношения». Абу Я’ля. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2517.

Имам ан-Науауи и шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказали: «В том, что пост в дни праздников Разговения и Жертвоприношения является запретным, единогласны все ученые». См. «Шарх Сахих Муслим» 8/15, «ар-Раудату-ннадийя» 1/566.

О ночных молитвах в ночи праздников Разговения и Жертвоприношения

Это деяние, как выстаивание ночных молитв в ночь Жертвоприношения и Разговения, которое считают весьма желательным некоторые мусульмане, не имеет достоверной основы. Нет ни одного достоверного указания от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников ни словами, ни поступками на законность этого.

Что же касается некоторых хадисов, которые указывают на достоинство ночных молитв в эти дни, то они не достоверные! Сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) якобы сказал: «Тот, кто выстоял в молитвах ночь Разговения и ночь Жертвоприношения, то его сердце не умрет в тот день, когда будут умирать сердца».

Этот и ему подобный хадис приводят Ибн Маджах 1782, ат-Табарани 1/57 и аль-Байхакъи 3/319. Все версии данного хадиса не достоверны, в их иснадах множество слабых и отвергаемых передатчиков. Среди них Умар ибн Харун, Ибрахим Мухаммад, Ибн аль-Уалид, Мараун ибн Салим. По этой причине эти хадисы отвергли мухаддисы, среди которых имам Ибн Ади, имам ан-Науауи, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз Ибн Хаджар, хафиз аль-Иракъи, хафиз аль-Бусайри, имам ас-Суюты, шейх аль-Альбани, а также ученые Постоянного комитета (аль-Ляджна ад-даима) во главе с шейхом Ибн Базом. См. «аль-Камиль» 5/372, «аз-Зауаид» 1/549, «ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а» 521, 5163, «Фатауа аль-Ляджна» № 11029.

Десятое Зуль-Хиджжа – это день, в который начинается совершение праздничного Жертвоприношения (Удхия)

День Жертвоприношения один из самых великих дней в году, о чем сообщил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Величайшим днем перед Аллахом является день Жертвоприношения, а затем день, следующий за ним![6]» Ахмад, Абу Дауд, аль-Хаким. Шейх аль-Альбани и шейх Мукъбиль подтвердили достоверность хадиса. См. «Сахих аль-джами’» 1064, «аль-Джами’ ас-сахих» 2/328.

Всевышний Аллах сказал: «И в качестве обряда, предписанного Аллахом, установили Мы для вас принесение в жертву животных. Для вас в этом польза» (Хадж, 36).

Всевышний и Всемогущий Аллах также сказал: «Так соверши же молитву Господу твоему и заколи» (аль-Каусар 108: 2).

Хасан аль-Басри о значении этого аята говорил: «Соверши ради Господа своего праздничную молитву (Ид) и заколи жертвенное животное (Удхия)!» См. «Тафсир аль-Къуран аль-Азиз» 5/168.

Совершение праздничного Жертвоприношение является весьма похвальным и желательным видом поклонения, особенно для того, кто обладает возможностью. Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пробыл в Медине десять лет, на протяжении которых он совершал Удхия». Ахмад, ат-Тирмизи. Хадис хороший. См. «Фатхуль-Бари» 13/65, «Тухфатуль-ахуази» 5/96.

Хафиз Ибн Абдуль-Барр сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал Удхия на протяжении всей своей жизни, и неизвестно, чтобы он оставлял Удхия хоть раз. И он побуждал к его совершению, и не следует мусульманину, имеющему достаток оставлять его совершение!» См. «аль-Изтискар» 15/163.

Время совершения праздничного Жертвоприношения

Удхия имеет строго установленное время, которое начинается после праздничной молитвы и проповеди в День Жертвоприношения (десятое Зуль-Хиджа). Жертвоприношение того, кто совершил Удхия до праздничной молитвы, является недействительным. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Помолившийся подобно нам и совершивший жертвоприношение подобно нам совершит его правильно, а тот, кто принесет жертву до праздничной молитвы, то это будет до молитвы, и он не совершил Жертвоприношение». аль-Бухари 955.

Имам Ибн аль-Мунзир говорил: «Единогласны все в том, что Удхия не дозволено совершать перед восходом солнца в день Жертвоприношения!» См. «аль-Иджма’» 78.

Если же мусульмане проживают в стране, где не совершают праздничную молитву, то им следует совершать Жертвоприношения примерно через час после восхода солнца. Причина этого в том, что время Жертвоприношения наступает с момента восхода солнца на высоту копья над горизонтом (ад-Духа), но также к этому следует добавить период совершения праздничной молитвы и произнесения после нее проповеди (хутба), что как раз примерно и составит час. См. «аль-Муфассаль фи ахкам аль-Удхия» 153.

Условия, предъявляемые в отношении жертвенных животных

Жертвенное животное должно достигать определенного возраста. Сообщается от Джабира, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не приносите в жертву животное, не достигшее своего возраста. Если же это станет для вас затруднительным, то можете принести в жертву овец в возрасте от шести месяцев». Муслим 1963.

Имам ан-Науауи сказал: «В этом хадисе указание на то, что животное, не достигшее определенного возраста, не дозволено закалывать в качестве праздничного Жертвоприношения, исключением чего является баран». См. «Шарх Сахих Муслим» 5/101.

Что же касается возраста жертвенных животных, то известно, что минимальный возраст для верблюда – от пяти лет, для быка и коровы – от двух лет, а для козла и овцы – от одного года. См. «аль-Мудаууана» 2/12, «аль-Мабсут» 9/12, «аль-Мугъни» 9/348, «аль-Хауи» 19/29.

Что же касается именно баранов и овец, то шариат сделал для них исключение и дозволил приносить в жертву животное, не достигшее одного года, если оно крупное. См. «аль-Асар» 63.

Также жертвенное животное должно быть лишено дефектов, делающих животное непригодным для Жертвоприношения. Передают, что аль-Бара ибн Азиб рассказывал, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не дозволено приносить в качестве Жертвоприношения четыре типа животных: одноглазое животное, изъян которого очевиден; больное животное, болезнь которого очевидна; хромое животное, хромота которого очевидна. И истощенное животное, слабость которого очевидна». Ахмад 4/284, Абу Дауд 2802, ат-Тирмизи 1/283. Имамы Абу Иса ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Хаким и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Хафиз Ибн Абдуль-Барр сказал: «Относительно этих четырех дефектов все ученые единогласны, я не знаю никаких разногласий относительно этого. Также известно, что все, входящее в подобный смысл, тоже имеет к этому отношение. Если не дозволено одноглазое животное, то слепое не дозволено тем более. Или если не дозволено хромое, то безногое тем более. Все это ясно и известно, и нет относительно этого разногласий». См. «Фатх аль-Малик» 7/16.

Что же касается дефектов, не упомянутых в этом хадисе, как например отрезанное или оторванное ухо или сломанный рог и т.д., то это не делает животное не пригодным, однако это не желательно. Что же касается кастрированных животных, то это не является дефектом вообще, ибо бараны, которых приносил в жертву пророк (мир ему и благословение Аллаха), были кастрированные.

О трех днях ат-Ташрикъа

Три дня ат-ташрикъа – это одиннадцатое, двенадцатое и тринадцатое число месяца Зуль-Хиджжа. Это три дня следующие за праздником Жертвоприношения.

От Укъбы ибн Амира сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «День Арафа, день Жертвоприношения и три дня ат-Ташрикъа – это наши дни праздников, о мусульмане!» Абу Дауд 2419, ат-Тирмизи 773, ан-Насаи 5/252. Имамы Абу Иса ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Имам аш-Шаукани сказал: «В этом хадисе доказательство на то, что день Арафа, а также три дня ат-Ташрикъа являются праздниками (Ид)». См. «Найлюль-аутар» 2/284.

Три дня ат-Ташрикъа также являются днями, в которые можно совершать Жертвоприношение (Удхия). От Джубаира ибн Мутима передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все дни ат-Ташрикъа – дни Жертвоприношения!» Ахмад 4/82, ад-Даракъутни 4/284. Имам Ибн Хиббан, хафиз ас-Суюты, имам аль-Мунауи, шейх аль-Альбани, шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. «Сахих Ибн Хиббан» 9/166, «Файдуль-Къадир» 5/35, «Сахих аль-джами’» 4537, «Тахкъикъ Зад аль-ма’ад».

Также это мнение передается от Али и Ибн Аббаса. См. «Задуль-Ма’ад» 2/291, «Найлюль-аутар» 5/142.

Имам аш-Шафи’и говорил: «Тот, кто совершил Жертвоприношение после захода солнца последнего дня ат-ташрикъа, у того нет Удхия!» См. «аль-Умм» 2/223.

Дни ат-Ташрикъа – это дни еды, питья и поминания Всевышнего Аллаха

Всевышний Аллах сказал: «Поминайте Аллаха в считанные дни» (аль-Бакъара 2: 203).

Ибн Аббас сказал: ««Считанные дни» — это три дня ат-Ташрикъа». См. «Сахих аль-Бухари» 1/321.

От Ка’б ибн Малика сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Дни ат-Ташрикъа – это дни еды, питья и поминания Аллаха!» Муслим 1141.

Хафиз Ибн Раджаб писал: «В этих словах пророка (мир ему и благословение Аллаха) указание на то, что еда и питье в дни праздников являются тем, что способствует поминанию Всевышнего Аллаха и подчинению Ему. И в этом благодарность Всевышнему за оказанные милости, и это то, что приближает к подчинению!» См. «Лятаифуль-ма’ариф» 504.

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: «Всевышний Аллах повелел паломникам пребывать в долине Мина в день Жертвоприношения и три дня ат-Ташрикъа, чтобы они отдыхали, кушая мясо своих жертвоприношений. Они находятся в гостях Всевышнего Аллаха, будучи почитаемыми и прощенными. И в этом с ними принимают участие все остальные жители земли, поскольку они принимают участие с паломниками в обрядах десяти дней месяца Зуль-Хиджжа, соблюдая пост и совершая прочее поклонение.

 

Они заслуживают прощения посредством приближения к Аллаху пролитием крови своих жертвенных животных. И таким образом, все мусульмане в эти дни становятся гостями Аллаха Всевышнего, кушая то, чем Он их наделил и проявляя благодарность за оказанные им благодеяния!» См. «Итхаф ахль аль-Ислям би хусусыят ас-сыям» 308.

Имам ан-Науауи сказал: «В эти дни желательно часто поминать Аллаха, лучшим же из видов поминания – является чтение Корана». См. «аль-Азкар» 241.

Особенно это касается паломников, находящихся в эти дни в долине Мина.

О запрещении соблюдения поста в дни ат-Ташрикъа

Сообщается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во время Хаджа, отправил гонца для того, чтобы он возвестил людям: «Не поститесь в эти дни, ибо, поистине, это дни еды и питья и поминания Всевышнего Аллаха!» Ахмад 10674, аль-Хаким 2/250, Абу Ну’айм 2/342/1. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Соблюдать пост в эти три дня можно только паломнику, который не смог совершить жертвоприношение во время хаджа. Ибн Умар сказал: «Не разрешалось поститься в дни ат-Ташрикъа никому, кроме тех, кто не мог найти скота для жертвоприношения». аль-Бухари 1998.

По материалам исламских СМИ