УДАР В СПИНУ. Вице-президент США Пенс сообщил, что Трамп подпишет закон о санкциях против России

1 августа 2017 в 15:02
УДАР В СПИНУ. Вице-президент США Пенс сообщил, что Трамп подпишет закон о санкциях против России

Трамп скоро подпишет закон о введении всеобъемлющих санкций против России, заявил вице-президент США Майк Пенс.

"Президент Трамп очень скоро подпишет законопроект по усилению санкций США в отношении России", — сказал Пенс.

Он отметил, что закон позволяет президенту и госдепартаменту США проводить более гибкую политику.

"Подписание конгрессом и президентом законопроекта о санкциях против России означает, что мы выступаем с единой позиции. Президент Трамп заявил в Варшаве, что Россия вновь продолжает поддерживать террористические государства Иран и Северную Корею", — сказал Пенс.

По его словам, США противопоставляют свои ценности действиям России.

"Я уверен, что мы сможем добиться лучших отношений и лучшего будущего основанного на мире", — заявил вице-президент.

Как отмечают эксперты, главное в новом законе — то, что он лишает президента США возможности отменять санкции против России без разрешения парламента.

Закон налагает масштабные санкции на ряд экономических отраслей России, в том числе нефтяную и газовую, в результате чего такие проекты, как "Северный поток - 2" и "Турецкий поток" оказываются под угрозой.

Документ предусматривает в том числе ужесточение ограничений на передачу американских технологий для разведки и добычи российской нефти на глубоководье, на арктическом шельфе и в сланцевых формациях. Если раньше такие ограничения действовали в отношении проектов "Газпром нефти", "Газпрома", "Сургутнефтегаза", "Роснефти" или ЛУКОЙЛа, то сейчас его предложили распространить на все проекты, в которых одна из этих пяти компаний владеет "существенной неконтролирующей долей" — от 33%. Иными словами, действующие на момент вступления закона в силу проекты не будут подпадать под ограничения.

Кроме того, он призван наказать причастных к кибератакам на физических лиц и учреждения США. Таким лицам будет закрыт въезд в США, открытые визы аннулированы, а активы заморожены.

Санкции могут быть также введены против учреждений, которые контролируются или принадлежат лицам или компаниям под санкциями. Ограничительные меры можно будет ввести спустя 60 дней после подписания законопроекта.

Документ предполагает также заморозку активов тех, кто нарушает режим ограничительных мер и совершает запрещенные сделки с российскими компаниями под санкциями.

Они будут распространены на детей, супругов, родителей, братьев и сестер тех, кого уличат в нарушениях. Документ вводит ограничительные меры в отношении всех причастных к нарушению прав человека на "оккупированных Россией территориях".

Новые санкции среди прочего направлены на ограничение сделок с участием российских военных учреждений и специальных структур и сделок в сфере трубопроводного экспорта энергоресурсов. К числу таких санкций законодатели отнесли: запрет на доступ к кредитам или гарантиям Экспортно-импортного банка США — государственного учреждения, оказывающего поддержку американским экспортерам; ограничения на кредиты от американских финансовых организаций; запрет на получение госконтрактов; блокирование банковских или валютных транзакций, а также сделок с имуществом; отказ инвестировать в акции или облигации учреждения под санкциями; экстрадиция сотрудников компаний из США.

Санкции, которые относятся к взаимодействию с российскими спецслужбами, коснутся физических и юридических лиц (включая иностранные), совершающих "существенные транзакции" с Главным управлением Генштаба Вооруженных сил РФ (бывшее ГРУ), Федеральной службой безопасности (ФСБ) и другими государственными органами, отвечающими за разведку или оборону.

Законопроект запрещает вкладывать средства в российские проекты по трубопроводному экспорту энергоресурсов, а также предоставлять для них товары, услуги и технологии, стоимость каждой которой в отдельности превышает $ 1 млн или их агрегированная стоимость превосходит $ 5 млн в течение одного года: в связи с этим, по всей видимости, под угрозой окажутся два важнейших для Кремля проекта — "Северный поток — 2" и "Турецкий поток".

Проект закона предусматривает сокращение максимального срока рыночного финансирования российских банков, попавших под санкции, до 14 дней, а нефтегазовых компаний — до 30 дней. Для компаний и бизнесменов, работающих в сфере энергетики, этот срок будет сокращен по сравнению с действующим правилом с 90 до 60 дней.

Документ предусматривает запрет на участие в приватизационных сделках с российским госимуществом, если объем инвестиций при таких сделках превышает $ 10 млн в год и способствует незаконному обогащению чиновников, их приближенных или родственников.

Законопроект также предусматривает санкции против российских финансовых учреждений и их сотрудников, которые помогают президенту Сирии Башару Асаду получать или разрабатывать оружие массового поражения, ракетный потенциал или иное оружие. Активы таких лиц будут заморожены, действующие американские визы — аннулированы, а въезд в США — закрыт.

В то же время закон не вводит впрямую никаких новых санкций и не обязывает президента их вводить. Хоть в названиях двух из 17 разделов и фигурирует словосочетание "обязательное введение санкций", во всех пунктах, где говорится о действиях президента после вступления закона в силу, используются выражения "shall impose" или "may impose" ("введет" или "может ввести" санкции), и ни то, ни другое в американском юридическом языке не означает, что президент обязан это делать.

Согласно анализу главного редактора "Независимой газеты" Константина Ремчукова, представленного на сайте радиостанции "Эхо Москвы", документ предполагает ежегодную подготовку ряда докладов президента и правительства США по вопросам, касающимся России.

Министр финансов по согласованию с Директором национальной разведки и Госсекретарём США не позднее 180 дней после принятия закона, а впоследствии ежегодно, должен предоставлять соответствующим комитетам конгресса открытый Доклад об олигархах (т.е. путинском воровском окружении - КЦ) и полугосударственных организациях России (т.е. общаки Путина и его банды - КЦ).

В нем должны быть представлены данные о ключевых политических фигурах России и олигархах; идентифицирован уровень их близости к Путину и другим членам российской правящей элиты (правящей банды – КЦ); установлены масштабы их состояний и источники доходов; перечень их родственников, включая супругов, детей, родителей, их активы, включая инвестиции, бизнес-интересы, собственность, приносящую доходы; выявление зарубежных компаний, аффилированных с этими лицами.

Доклад должен проанализировать также происхождение полугосударственных организаций и компаний, их роль в экономике России; выяснить их руководящие структуры и бенефициарную собственность; объемы их зарубежной собственности. Будут выяснены масштабы проникновения российских лиц, с политическим влиянием, и полугосударственных организаций в ключевые сектора американской экономики — банковский, страхование, ценные бумаги, недвижимость.

Обращает на себя внимание и раздел законопроекта, посвящённый проблеме "противостояния российскому влиянию в Европе и Евразии". В нем указывается, что "Конгресс выявил попытки России оказать влияние на политические процессы в Европе и Евразии путём предоставления ресурсов политическим партиям, "мозговым центрам", группам гражданского общества, которые "сеют недоверие к демократическим институтам, продвигают ксенофобские и нелиберальные взгляды, подрывают европейское единство".

Не позднее, чем через 90 дней после принятия закона, Президент США должен представить доклад "Об организациях СМИ (Медиа), контролируемых и финансируемых правительством России".

В него будет включена информация о тех СМИ, которые влияли на исход избирательных кампаний в любой стране Европы и Евразии в течение предыдущего года, включая, как прямую поддержку политических партий, кандидатов, лоббистских кампаний, так и поддержку неправительственных организаций и структур гражданского общества.

США поддержит создание комиссии по свободе СМИ в Совете Европы по аналогии с Венецианской комиссией, занимающейся вопросами верховенства закона. Эта комиссия будет готовить экспертные рекомендации правительствам по поддержанию правового и регулятивного режимов, поддерживающих свободные и независимые СМИ и информированное гражданское сообщество, "способное делать различия между репортажами, основанными на фактах, мнением и дезинформацией".

Конгресс утвердил финансирование "Фонда противодействия российскому влиянию" в размере 250 млн долларов на 2018 и 2019 финансовые года.

Законопроект расширяет потенциальный круг физических и юридических лиц, против которых могут быть введены санкции. Будет налажена система выявления тех, кто совершает сделки от имени или в интересах организаций, связанных с разведывательным и оборонным ведомством России.

Санкции грозят всем, кто участвует в российских проектах глубоководной разведки и добычи, арктической нефтедобычи и производства сланцевой нефти и газа. Аналогичные меры будут введены и в отношении тех, кто содействует поставкам товаров, услуг, лицензий, информации и технологий для строительства трубопроводов для экспорта российских энергоносителей.

Один из пунктов энергетического раздела законопроекта, касающегося украинской энергобезопасности, указывает на необходимость для США "приоритизировать экспорт энергоресурсов США для того, чтобы создавать американские рабочие места, помогать союзникам и партнерам и укреплять внешнюю политику США".

Оговорено намерение "никогда не признавать незаконное присоединение Крыма Российской Федерацией или отделение любой части Украины путем использования военной силы" и намерение помочь Украине и союзникам США в регионе "снизить зависимость от российского природного газа". В соответствующем разделе говорится о необходимости противостоять строительству "Северного потока – 2" и содействовать приватизации украинских государственных энергетических компаний "по всем современным стандартам".

Отдельным пунктом проговаривается наложение санкций на любую компанию, финансирующую добычу российскими компаниями сырой нефти.

В то же время санкции не затронули сферу инвестиций и технологий в отношении НАСА и всех аэрокосмических клиентов, не имеющих отношения к Министерству обороны США.

Отдел мониторинга
Кавказ-Центр