Плата за безумную политику

Плата за безумную политику

Российские военные уходят из Приднестровья. От дислоцированной там 14 армии остался один батальон. Эшелоны с военным имуществом, из того, что не разворовано, отправляются в Россию. В полном соответствии с договором, подписанным еще Ельциным, Россия бросает на произвол судьбы, а вернее властей Молдовы, не признанную Приднестровскую Молдавскую Республику - этакий маленький островок сепаратизма, ориентированный на Россию. На этом российское влияние здесь заканчивается. Ясно, что Молдова не слишком долго будет терпеть на своей территории подобное безобразие - не подчиняющуюся ее законам мятежную территорию. И, похоже, конфликт неизбежен.

Уходит Россия и из Абхазии. Мандат российских миротворцев истекает в конце года. Будет ли он продлен, еще очень большой вопрос. А вот что касается политики Москвы в отношении грузинского лидера Эдуарда Шеварднадзе, то последняя не оставляет ему большого пространства для маневра. Сначала Кремль выразил свое недовольство тем обстоятельством, что Грузия ни прямо, ни косвенно не захотела мараться в новой кавказской войне. На этот раз российские бомбардировщики, в отличие от прошлой войны, не заправлялись горючим и бомбами на грузинских базах перед тем, как обрушить смерть на чеченские села и города. 

Потом была неуклюжая попытка шантажа визовым режимом, который российское руководство ввело в отношении грузинских граждан в одностороннем порядке. А постоянные упреки военных и чинов российского МВД, что Грузия никак не хочет "навести порядок" в Панкисском ущелье, где неудачливым «антитеррористам» все мерещатся моджахеды тоже, надо полагать не очень способствовали укреплению авторитета России. И, наконец, бомбардировки "неопознанными" самолетами грузинской территории, о чем совсем недавно говорил президент Грузии? Это уж совсем ни в какие ворота не лезет. Известно, что за невидимки летают на всей территории бывшего СССР и откуда они берутся. После этого московские наблюдатели, критикующие Шеварднадзе за прозападную ориентацию во внешней политике, выглядят, мягко говоря, странно. На кого ж ему еще ориентироваться-то? Вот и появляются в Тбилисских гостиницах подтянутые и вежливые офицеры НАТО. Вот и кончается влияние России?

Конфликт на Северном Кавказе, как-то отвлек всеобщее внимание от взаимоотношений России со странами Балтии. А ведь именно он, этот конфликт, много способствовал тому, чтобы националистические круги в этих странах возобновили попытки усилить нажим на свои правительства в вопросе форсирования процесса вступления прибалтийских государств в НАТО. Так путинский режим сдает одну позицию за другой. Россия теряет свое влияние, а зачастую и непосредственное присутствие на рубежах СНГ. Да и о существовании самого СНГ все чаще говорят в прошедшем времени. Это расплата. Расплата за войну на Кавказе. Еще можно было бы понять эти жертвы, имей Россия хоть один шанс на победу в этой войне. Но шанса-то нет?

Павел Люзаков, Российское движение за независимость Чечни.
Специально для «Кавказ-Центра»