ФСБ защищало Закаева от экстремистски настроенных лиц

ФСБ защищало Закаева от экстремистски настроенных лиц

Не успел представитель президента Масхадова Ахмед Закаев покинуть аэропорт «Шереметьево», как российская сторона разразилась серией комментариев по его встречи с генералом Казанцевым. Так с пространным заявлением по поводу переговоров выступил так называемый председатель комитета Госдумы РФ по безопасности Александр Гуров. «Переговоры между Виктором Казанцевым и представителем Аслана Масхадова Ахмедом Закаевым пока проходят не на политическом, а на административном уровне, заявил он в эфире радиостанции "Эхо Москвы".  

"Надобность в этих переговорах, безусловно, есть, потому что в любом случае из этой ситуации надо выходить, все это прекрасно понимают, - отметил Гуров. - Но выйти из нее нужно, сохранив лицо для всех сторон". В то же время, подчеркнул А.Гуров, на политическом уровне Россия "по-прежнему не видит предмета для переговоров". Поэтому, по его мнению, "пока вообще совершенно не ясна роль переговоров между Казанцевым и Закаевым и их последствия".

Глава думского комитета по безопасности убежден, что "решаться на этих переговорах будут, в первую очередь, проблемы разоружения боевиков - торг здесь неуместен". "Если не о разоружении, то вообще больше ни о чем не может быть и речи", - подчеркнул он, добавив, что "после 11 сентября все попытки чеченских боевиков привлечь внимание мировой общественности потеряли свое значение". "Поэтому им не остается ничего другого, как разоружаться и гнать отсюда наемников", - отметил Александр Гуров.

Российская сторона вообще избегает термина «переговоры», предпочитая называть московские переговоры Закаева и Казанцева словом «встреча». Один из членов делегации Виктора Казанцева заявил агентству «Интерфакс», что беседа прошла "в благожелательной, рабочей обстановке". "Представители чеченской стороны высказали благодарность за то, что последние заявления российского руководства не выглядят ультиматумом, а являются приглашением к диалогу", - заявил помощников Казанцева. По его словам, Ахмед Закаев подтвердил, что чеченская сторона готова прекратить боевые действия и обсудить условия, выдвинутые Москвой.

Российская сторона особо подчеркивает, что участники встречи сошлись в том, что на чеченской земле должен быть восстановлен мир. И что «встреча проходила в рамках предложения президента России Владимира Путина о добровольной сдаче боевиками оружия и возвращении к мирной жизни.

Чеченская же сторона интерпретирует состоявшуюся встречу в Москве совершенно иначе. Перед отлетом в Москву Ахмед Закаев выступил с кратким заявлением, в котором в общих чертах намекнул на то, о чем собственно он намеревается говорить от имени президента Масхадова. «Сегодня я по приглашению российской стороны спецрейсом вылетаю в Москву для переговоров с полномочным представителем президента РФ господином Виктором Казанцевым. Предстоящая встреча является следствием заявления президента РФ В.Путина от 24 сентября, в котором он предложил чеченской стороне выйти на контакт с его представителем для обсуждения условий прекращения боевых действий. Как известно, президент ЧРИ Аслан Масхадов поддержал инициативу В.Путина и своим указом уполномочил меня начать диалог с российской стороной.

В ходе долгих консультаций по предстоящей встрече российская сторона отвергла предложения о посредниках, настаивая на том, что все спорные вопросы могут быть разрешены без них. Будучи убеждены в обратном, но, чувствуя ответственность перед чеченским народом, испытывающим страшные страдания и находящимся под угрозой физического истребления, мы согласились на данную встречу при активном содействии турецкой стороны….»

В своем заявлении Ахмед Закаев сообщил так же, что с ним в Москву вылетает председатель Либерально-демократической партии Турции Бесим Тибук, который судя по всему, оказал посильное содействие в деле организации встречи в Москве. По возвращению в Стамбул Ахмед Закаев заявил журналистам, что предметом переговоров в Москве были вопросы прекращения войны и перехода к мирному политическому урегулированию российско-чеченских отношений. Он опроверг все сообщения о том, что стороны рассматривали вопрос «разоружения чеченских вооруженных сил». Такого вопроса в повестке дня нет, - подчеркнул Закаев. По его словам у Росси и Ичкерии появился реальный шанс прекратить войну и решить все спорные вопросы за столом переговоров. И этим шансом надо воспользоваться.

Состоявшиеся переговоры в Москве, интересны не только самим своим фактом, но и некоторыми нюансами, которые с очевидностью демонстрируют, что российско-чеченские переговоры рискуют стать ареной шумных политических битв и маневров, как с той, так и с другой стороны. Так советник Виктора Казанцева Максим Федоренко, комментируя заявления спецпредставителя Аслана Масхадова и его пресс-секретаря Майербека Вачагаева, который сейчас проживает во Франции, в связи с переговорами в Москве, сообщил, что «Майрбек Вачагаев не имеет никаких полномочий для заявлений относительно проходящих контактов Казанцева и Закаева». По словам Федоренко, данную позицию подтвердили помощники Закаева, которые прибыли вместе с ним в Москву.

И второе. Официальные представители МВД России заявили, что  оперативные службы московской милиции в сотрудничестве с УФСБ по Москве и Московской области "проводили и проводят агентурную работу по выявлению экстремистски настроенных лиц, желающих воспрепятствовать встрече между Казанцевым и Закаевым». Интересный теперь получается расклад – «чеченские террористы» на глазах превращаются в респектабельных переговорщиков (правда не все…). А те, кто с радостью поддержал призыв Путина «мочить чеченцев в сортире» рискуют теперь стать «экстремистами, желающим воспрепятствовать» налаживанию мира на Кавказе.

Али Мержо, «Кавказ-Центр»