Тайное становится явным

Тайное становится явным

“Ходить бывает склизко
По камешкам иным,
Итак,  о том, что близко – 
Мы лучше умолчим”.
А.К. ТОЛСТОЙ. 

Сейчас, когда в Бонне идут баталии по созданию постталибского правительства в Афганистане, в Вашингтоне все активнее обсуждают  возможность многомиллионного проекта по прокладке 1500-километрового газопровода из Туркмении в морские порты Пакистана через территорию, которую сейчас усердно уродуют американские бомбардировщики. 

Таким образом, нефтяная подоплека  “антитеррористической операции против “мирового злодея  №1” Усамы бин Ладена” перестает быть тщательно скрываемой тайной. В этом бизнесе задействованы не только ключевые  члены республиканской администрации, но и многие независимые эксперты крупных мозговых трестов США и Израиля. И президент Буш, и вице-президент Чейни, и другие ключевые члены команды Белого дома связаны с нефтяным бизнесом в этом регионе мира.

Еще в ту пору, когда нынешний президент США Джордж Буш был губернатором  Техаса, американская нефтегазовая компания UNOCAL пригласила лидеров талибов в Хьюстон, где им  были оказаны королевские почести. Американские магнаты пообещали им “отстегивать” по 15 центов с 30 кубометров газа, если будут созданы условия для строительства и нормального функционирования газопровода, который будет проложен через территорию Афганистана.

Но проект этот вскоре  был забракован якобы из-за взрыва посольств США в двух африканских государствах. Однако, по словам  представителя UNOCAL  Барри Лейна, его компания вышла из игры не по политическим соображениям, а тем, что у нее оказалось недостаточно капитала, чтобы осуществить проект.

На вопрос корреспондента газеты “Известия” о возможности пересмотра руководством компании своего решения, представитель UNOCAL по связям с прессой Тереза Кавингтон  ответила следующим образом:

UNOCAL не планирует вновь заниматься  этим проектом,  мы переключили наши инвестиции  в другие регионы.

Но госпожа Кавингтон, скорее всего, лукавит.  Ведь кроме  упомянутого выше газопровода,  компания UNOCAL планировала также  строительство нефтепровода,  который  бы прошел от туркменского города Чарджоу до побережья Аравийского моря. Общая стоимость нефтепровода протяженностью 1,6 тысячи километров (из них в Афганистане – 670 км) оценивалась в 2,7 миллиарда долларов.

Однако многие в Вашингтоне полагают, что UNOCAL просто  пытается скрыть свое намерение… Разрушенный войной Афганистан не представляет для американских инвесторов другого интереса, кроме как в качестве транзитной территории для транспортировки нефти и газа…Продавать каспийскую нефть  на быстрорастущих рынках Южной Азии для американских корпораций гораздо прибыльнее, чем гнать нефть от Каспия  на запад и предлагать ее Европе, - заключает газета  “Известия” со ссылкой на западные источников.

“Крупные проекты прокладки газо-и нефтепроводов из района Каспия на привлекательный международный рынок Аравийского моря могут стать главным, если не  единственным способом вдохнуть жизнь в Афганистан”, - считает эксперт фонда Карнеги  госпожа Марта Брилль Олкотт.

Если Буш и другие республиканцы из высших эшелонов власти действительно  прикрывают свои истинные цели под лозунгом наказания “террориста 1”, то создаваемое в Бонне (или созданное в будущем где-нибудь в другом месте) правительство должно будет опираться лишь на американскую военную силу. Но это уже было – правление Бабрака Кармаля и Наджибуллы, державшиеся до поры до времени на русских штыках. Чем это кончилось, известно всем. А сейчас, по мнению одного из самых авторитетных в США экспертов по Афганистану Анатоля  Ливена, сформированное ООН и подпираемое американской военной мощью потенциальное правительство  все равно не сможет контролировать всю страну.

Сейчас реальную власть в Афганистане имеют лишь полевые командиры из разных противоборствующих группировок, - говорит Ливен. – И они не упустят своей власти…И главный вопрос – что делать с пуштунами. На севере страны есть хоть какое-то подобие власти. А пуштунов в середине 90-ых годов впервые за многие десятилетия оказались способны  объединить лишь талибы. У американцев и европейцев нет даже приблизительной идеи, кто в среде пуштунов может быть наиболее влиятельным лидером. Нам потребуются месяцы, а то и годы, чтобы выяснить это.

Весьма интересными выглядят следующие слова Ливена: американцы никак не могут расстаться со своей идиотической уверенностью в том, что при их поддержке люди из других стран  сами себя трансформируют  в демократов  и поборников рыночной экономики в течение нескольких месяцев…

В случае с Афганистаном такая иллюзия, по его утверждению, обречена на провал. “При таком развитии событий все усилия, все жертвы в этой военной кампании будут напрасными”, - заключает Анатоль Ливен.

Итак, сегодня в Бонне в первую очередь сталкиваются интересы крупных транснациональных корпораций, как американской UNOCAL так  и российской “Лукойл” по вопросу транспортировки каспийской нефти. У России – свой козырь в лице Бурхуннуддина Раббани,  а американцы в рукаве держат бывшего короля Афганистана Захир Шаха. Но нельзя сбрасывать со счета также и  Узбекистан – в войне против талибов немалую роль играет и ставленник Каримова генерал Дустум. Вырисовывающиеся в Бонне весьма сомнительные контуры нового правительства Афганистана  будут проясняться в условиях серьезного столкновения этих интересов. Несмотря на кажущееся поражение, еще слишком рано сбрасывать со счета и талибов: если в стане “победителей” начнутся разногласия,  талибы могут опять заявить о себе самым серьезным образом. И тогда Бушу придется   завоевывать Афганистан снова. Но уже без поддержки Северного альянса.

Жан Текей, «Кавказ-Центр»