Озабоченность красного спикера

Озабоченность красного спикера

«Удобная ложь чаще приводит к единению, чем неудобная правда».

В. ШВЕБЕЛЬ.

Россия вдруг выразила серьезную обеспокоенность  чрезмерным присутствием  США в Центральноазиатском регионе. Своими опасениями по этому поводу щедро поделился спикер российской государственной думы Геннадий Селезнев, который с 9 по10 января побывал в Казахстане с официальным визитом. Это произошло одновременно с визитом  главы МИД-а РФ И. Иванова в Узбекистан.

- Конечно, ситуация  после 11 сентября прошлого года в мире изменилась. Есть коалиция государств, которые объявили  войну международному терроризму. Афганистан по прежнему остается горячей точкой, - рассуждал председатель российского парламента в Астане. – Меня несколько настораживает заявление отдельных официальных лиц США. Вчера буквально один из высокопоставленных американских чиновников  заявил: «Мы не повторим ошибок Советского Союза. Из Афганистана не уйдем». Я говорю: вот, приехали! Ругали, ругали Советский Союз, добивались, чтобы мы быстрее оттуда ушли. А сегодня они заявляют: мы оттуда не уйдем.

По мнению активиста КПРФ, президенты, правительства и парламенты стран СНГ должны обдумать, какой статус будут иметь американские военные формирования, обосновавшиеся в Центральной Азии. Необходимо определиться с правовой  основой и со сроками пребывания  миротворческого контингента альянса. «России далеко небезразличны  все эти вопросы», - говорит Селезнев.

После Казахстана мы поедем в Таджикистан, - сказал спикер, - где обязательно поинтересуемся, как там себя чувствуют американские, французские, другие солдаты…Как используются аэродромы, что за военные городки, на какой срок они строятся. Мы, являясь членами коллективного договора о безопасности стран СНГ,  не должны принимать ни одного решения, не консультируясь друг с другом. Не хотелось бы, чтобы в регионе  появились постоянные американские базы.

Селезнев, вдруг ставший думским инспектором, не преминул коснуться вопроса придания русскому языку в Казахстане статуса государственного. «Потому что русский язык – не только язык межнационального общения. Его хорошо должны знать и будущие поколения», - сказал Селезнев.

Впрочем, иного от политика коммуно-шовинистического толка, который в свое время вернулся из воюющей Югославии с предложением  принять ее в союз России и Белоруссии, ожидать было бы глупо. По Селезневу, Казахстан, как и вся Средняя Азия, должен навеки оставаться зависимым от России…

Российские политики явно засуетились. Засуетились они вскоре после недавней встречи глав четырёх среднеазиатских республик в Ташкенте, которая стала кульминацией активности политических элит региона по «встраиванию в новую реальность» и переориентации на США. Данные события легли в основу предложения Пекина о проведении внеочередной встречи глав внешнеполитических ведомств государств «шанхайской семёрки», в кулуарах которой был поставлен вопрос об институализации американского военного присутствия на северо-западных границах КНР, в непосредственной близости от Синьцзян-Уйгурского автономного района, где расположен ряд важнейших стратегических объектов, в том числе ядерных. Предполагается, что главным аргументом Пекина может стать возможный перехват у американцев рычага «исламского фундаментализма». Это связано и с проблемой вытеснения «исламистов» из каспийского региона, и с развитием ситуации на Ближнем Востоке, и, что самое важное, с неустойчивостью мировых финансовых рынков. О том, что перспектива оформления китайско-мусульманского блока с параллельным урегулированием «уйгурской проблемы» является реальной, свидетельствует и решение Буша предоставить КНР торговый статус «страны наибольшего благоприятствования» уже на постоянной основе...

В контексте вышесказанного, давление на Путина со стороны российских ястребов нарастает. Вот что пишет, например, газета «Завтра»:

- Сегодня российский МИД все больше напоминает бюро пропаганды третьего рейха в последние месяцы его существования. Те же безнадежные истерические попытки выдать полные провалы внешней политики за небывалые достижения, безысходную тупость своих лидеров за прозорливую мудрость. Те же судорожные метания, хватания за любой повод, зашоренность и убогость. То МИД громогласно объявляет о союзе на вечные времена с Китаем, намекает на готовность расширения сотрудничества вплоть до военно-политического союза. И даже грозит США картонным мечом. То вдруг с не меньшим пылом бросается помогать американцам бороться с терроризмом, угодливо открывает перед ними ворота в Среднюю Азию, демонстративно поворачивается «кормой» к вчерашнему союзнику Китаю и заискивающе твердит о готовности России вступить в НАТО… И не стоить тешить себя иллюзиями, что Россия была, есть и будет «землей обетованной» для тех, кто еще вчера не мог себя помыслить без России. Ельцинская, а ныне путинская Россия — это убогий обрубок, который очень скоро может оказаться в полной политической изоляции. И виноват в этом будет только он сам…

Таким образом, попытка Путина прикрыть свой позор и преступления  в Чечне  союзом с так называемой «международной антитеррористической коалицией», на глазах оборачивается провалом. Инициированный им союз с Западом не может быть прочным, как не мог быть прочен антигитлеровский союз в начале сороковых годов прошлого века. Такова уж природа «анти…коалиций» - на смену им обязательно приходит «холодная война». В данном случае, конечно, той, знакомой холодной войны может и  не будет, но конец союзнической эйфории и возвращение к естественным для Запада и постсоветской России «сложным» отношениям, наполненным взаимным непониманием и подозрительностью, скорее всего, неизбежны. И Запад, вопреки иллюзорным надеждам Путина, в конечном счете, воспользуется происходящими событиям в Чечне. Безусловно, был прав Ф. Фенелон, когда говорил, что «обман и бесчеловечность мало-помалу подрывают самые прочные основания  законной власти». А власти России путинской – тем более…

Жан Текей, «Кавказ-Центр»