«По всему селу – запах горелого мяса»

«По всему селу – запах горелого мяса»
Оказавшись в тени событий в Афганистане, действия России в Чечне между тем становятся все более жестокими. Во время так называемых спецоперациях и зачистках в Цоцин-Юрте, Старых Атагах и Аргуне было убито 92 чеченских боевика, сообщил представитель президента Сергей Ястржембский.

Хеда Саратова, которая работает в российской правозащитной организации «Мемориал» и Фонде защиты гласности, опровергает его слова: «Российские войска убивают гражданское население и потом пытаются выдать их за боевиков», - сказала она в телефонном интервью нашей газете. Только в селении Цоцин-Юрт, где к новому году произошли самые тяжелые за последние несколько месяцев сражения, во время устроенной военными бойни погибло как минимум 80 мирных жителей.

34-летняя Саратова находится в настоящее время в ингушской столице Назрань. 3-го и 4-го января она была в Цоцин-Юрте и разговаривала с местными жителями. Результаты шокируют: «Военные хватают первых попавшихся, кого только могут найти, а потом весь остальной мир должен считать, что эти люди были бандитами, и доверять «профессионализму» российских военных».

Когда она была в селе Цоцин-Юрт, «люди еще не знали, сколько человек убито, а сколько уведено с неизвестными целями. Они просто еще не пришли в себя», - сообщает Хеда Саратова. Теперь выясняется, что названное вначале число убитых гражданских лиц – 37, увеличилось до 80 с лишним. Пьяные в основной своей массе солдаты – «вероятно, в честь нового года» – сожгли энное количество трупов на краю села, рассказывали ей местные жители. «По всему селу шел запах горелого мяса и разлагающихся тел».

Саратова рассказала о случае с 37-летним Мусой Исмаиловым, муллой из Цоцин-Юрта. Его жена Малика была свидетельницей того, как военные схватили ее мужа. У него отрезали ухо, и кровь залила ему глаза. Когда она попыталась последовать за ними, солдаты угрожали ее застрелить. Позже ей было позволено забрать тело мужа. Но только после того, как она заплатила 1000 рублей и подписала бумагу, в которой подтверждала, что убитый Муса Исмаилов был чеченским боевиком.

Муса Мурадов, пишущий для нашей газеты, который сейчас после поездки в Грозный тоже задержан в Назрани, подтвердил по телефону, что это – обычная практика: «Федералы при зачистках не особо утруждают себя доказательствами, что тот или иной человек, которого они захватили, в действительности является боевиком». Если они действительно, что все же случается, убивают бандитов и террористов, то это одобряется многими чеченцами.

Хеда Саратова рассказывает о молодых мужчинах, которые добрались до Ингушетии с отрезанными гениталиями. В Цоцин-Юрте солдаты со словами: «С Новым годом!» – сняли ножом кожу с 72-летнего Мусы Ахмадова. Много раз пьяные военные требовали плату за то, чтобы не «зачищать» тот или иной дом. От обыска дома они были готовы отказаться за 5000-7000 рублей.

36-летняя вдова Малика опасается за своего 17-летнего сына. Она боится, что он тоже возьмет в руки автомат Калашникова, чтобы мстить за своего отца. «Большинство из тех, кто борется сегодня против российских  войск и которых называют боевиками, - это простые люди, которые мстят за своих родственников, убитых русскими без каких-либо оснований», - говорит сотрудница «Мемориала» Саратова.

Этим объясняется, почему российские вооруженные силы численностью в 80 000 человек даже на третьем году войны не могут взять под контроль Чечню, республику длиной в 160 и шириной в 80 километров. Жестокость, о которой становится известно слишком редко, побуждает все к новому и новому сопротивлению. Но так как Россия считается важным союзником США в борьбе против международного терроризма, «Запад стал слепым в отношении того, что происходит в Чечне», объяснил газете «Moscow Times» Андрей Пионтковский, директор независимого Института стратегических исследований. Военный эксперт Павел Фельгенгауэр даже сказал, что у Москвы – «полный карт-бланш».

«Die Welt», ИноПресса.ru
www.inopressa.ru