Катастрофы в «успешной стране»

Катастрофы в «успешной стране»
В эти дни подводники России поминают погибших в океанских глубинах. 13 лет назад, 7 апреля 1989 года, затонула атомная подводная лодка (АПЛ) «К-278» («Комсомолец») 685-го проекта («Плавник»). Из 69 членов экипажа в живых остались 27 человек. Последние годы эта дата в Военно-морском флоте России является днем памяти всех погибших подводников.

Однако же роковым временем года для отечественного подплава является осень. Именно на эту пору приходится большинство катастроф, приводивших к гибели субмарин в мирное время. Начало скорбному списку положила дизельная подлодка Д-1 (до 21 августа 1934 года – «Декабрист»). Ее исчезновение до сих пор остается самым загадочным в ряду подводных ЧП. 13 ноября 1940 года она вышла в Мотовский залив (север Кольского полуострова) и бесследно исчезла. До сего дня лодка не найдена. И это на относительно малых глубинах, на курсах, «заезженных» подводными лодками и надводными кораблями. Весной 2000 года адмирал Вячеслав Попов, тогда еще командующий Северным флотом, отдал распоряжение о подготовке экспедиции для поиска и подъема Д-1, но искать и поднимать пришлось «Курск». Разгадка тайны Д-1 откладывается на неопределенное время.

Небоевые потери подводных сил ВМФ СССР продолжились с выходом флота на океанские просторы.

21 ноября 1956 года на дизельной подводной лодке М-200 «Месть» погибли 28 подводников.

27 января 1961 года затонула дизельная лодка С-80, погиб весь экипаж - 68 человек.

4 июля 1961 года на АПЛ К-19 погибли 8 подводников.

8 сентября 1967 года в результате аварии на АПЛ К-3 погибли 39 подводников.

8 марта 1968 года на АПЛ К-129 погибли 98 подводников.

24 февраля 1972 года на той же самой К-19 пожар - погибли 28 подводников.

21 октября 1981 года на дизельной подводной лодке С-178 погибли 32 моряка.

18 июня 1984 года на К-131 погибли 13 членов экипажа.

3 октября 1986 года на ракетном подводном крейсере стратегического назначения К-219 погибли 6 подводников.

12 августа 2000 года на «Курске» погибли 118 подводников.

Этот список далеко не полный. В прошлом веке Россия в результате аварий и катастроф потеряла около 30 подводных лодок - считайте, целую флотилию, а с учетом военных потерь - 115 субмарин. В качестве своеобразного утешения можно вспомнить о куда более значительных потерях Германии в годы Второй мировой войны: 673 корабля и около 30 тысяч погибших подводников. К сожалению, исследователям истории подводного флота по сей день трудно получить исчерпывающие данные по всем катастрофам. Многие из них до сих пор засекречены до такой степени, что даже не входят в статистику потерь ВМФ.

К сожалению, случаи счастливого исхода для экипажа затонувшей подлодки крайне редки. По сути лишь однажды удалось спасти и лодку и экипаж. В августе 1957 года на Черном море затонула на глубине 83 метра подводная лодка М-351. Она вошла кормовой частью в грунт и имела дифферент на корму 60°. На четвертые сутки лодка была поднята на поверхность. Все подводники были спасены. Увы, спустя почти полвека спасатели оказались бессильны перед почти такой же глубиной («Курск» лежал в ста с лишним метрах от поверхности). И даже сегодня, при всем развитии техники и технологий глубоководных погружений, глубина более 80 метров считается для аварийных субмарин неподъемной могильной плитой.

Во всем мире в прошлом веке в результате аварий и катастроф (за исключением потерь в ходе войн и военных конфликтов) погибло более 200 подводных лодок (без учета России). Германия потеряла 60 подводных лодок, Англия - 43, США - 35, Франция - 25, Япония - 15, Италия - 9, Голландия - 4, Швеция - 3, Греция - 2, Турция - 2, Австрия, Дания, Испания, Израиль, Китай, Норвегия, Перу, Польша и Чили - по 1 ПЛ. В частности, Польша потеряла ПЛ «Ожел», Норвегия – «В-1», Голландия – «К-14», «К-15», «О-21» и «Звардис».

Гибель подлодки, как правило, вызывала серьезные коррективы в национальных кораблестроительных программах. Например, после гибели атомоходов «Скорпион» и «Трешер» в Соединенных Штатах кардинально пересмотрели саму стратегию подводного кораблестроения и правила эксплуатации подводных лодок. У нас же так и не удалось установить истинные причины гибели ни одной подводной лодки. Это заявил Илья Клебанов сразу после своего назначения председателем правительственной комиссии по расследованию причин и обстоятельств гибели «Курска».

Например, отсутствует официальная версия гибели ракетоносца К-219. А следствие по катастрофе «Комсомольца» в Главной военной прокуратуре задвинуто в самый дальний ящик. Все тринадцать лет зато продолжается схватка над могилой «Комсомольца» двух адмиралов: Евгения Чернова и Олега Ерофеева, каждый из которых обвиняет другого в гибели глубоководной субмарины. Бог им судья. Не в них сейчас дело. А в том, какой еще кровавой данью мы заплатим океану за государственное равнодушие к людям.

Выступая на встрече с родственниками погибших подводников 22 августа 2000 года, Владимир Путин отметил, что «трагедии были и раньше, когда нам казалось, что мы живем в успешной стране». Оно, конечно, так. Только всегда очень важно понять, что привело к трагедии. В случае с «Курском» нам скорее всего подсунут лишь следствие, но не причину. А это уже повод задуматься, насколько «успешна страна», в которой мы живем.

Владимир Калинин, «Грани.ру»
www.grani.ru