Арест Закаева – серьезная ошибка..!

Арест Закаева – серьезная ошибка..!

Корр.: Как вы оцениваете с политической точки зрения факт ареста вице-премьера правительства ЧРИ Ахмеда Закаева датскими властями?

 

Роман Халилов, политолог: Арест Ахмеда Закаева, специального представителя демократически избранного Президента Масхадова, это, прежде всего удар направленный непосредственно против Президента Масхадова. По всей видимости, это политическое решение, а не какое-то юридическое недоразумение. Решение об аресте Ахмеда Закаева вряд ли могло быть принято автономно Датским правительством. Скорее всего, это решение, по крайней мере, большинства ведущих членов государств Европейского Союза, что по своей сути означает, что Европейский Союз де-факто принял решение против политических переговоров с правительством Масхадова, что является грубейшей ошибкой, которая неизбежно приведёт к очень серьёзным последствиям и для Чечни, и для России и для самого Европейского Союза.

 

Корр.: Но как тогда оценивать критику действий России в Чечне на последнем саммите Европейского Союза и России, а так же заявление комиссара по внешним связям ЕС Криса Паттена (Christopher Patten, External Relations Commissioner) от 12 числа, где говорится, что ни одно Президентство (Европейского Союза) на предыдущих шести встречах не поднимало вопрос Чечни "так всесторонне и так энергично как это сделал Датский Премьер-министр"?

 

Р.Х.:Проблема ни в том, что ЕС не поднимал вопрос о ситуации в Чечне - вопрос, конечно же, поднимался и на этом саммите и на встрече с германским канцлером и с Норвежским премьер-министром - а в том, что это критика действий России в Чечне направлена "на внутреннее потребление", то есть, для успокоения общественного мнения внутри Европейского Союза, а не на реальное политическое решение войны в Чечне. Европа, как впрочем, и весь Запад целиком, испытывает острый недостаток политической воли для принятия активных шагов по разрешению Российско-чеченского конфликта, в результате чего мы и имеем совершенно недальновидные решения как, например арест Ахмеда Закаева.

 

Корр.: А в чём конкретно ошибка действий Европейского Союза? Где выход? Что именно необходимо сделать?

 

Р.Х.: Прежде всего, надо осознать, что физическое устранение Президента Масхадова, на что Путин, по всей видимости, дал добро, приведёт все стороны к тупику. С одной стороны, уже ни кто и ни что не сможет сдерживать чеченских бойцов в выборе целей атак. То есть, боевые действия с Чеченской стороны уже не будут руководствоваться политической целесообразностью и война превратиться в мщение. С другой стороны, Кремлёвская пропаганда станет реальностью и ни один лидер с Чеченской стороны не сможет представлять всё сопротивление. То есть, Москве вместо одного Масхадова придётся иметь дело со всеми военными, политическими и общественными лидерами Чеченской стороны, что практически не реализуемо, так как ни один из них не имеет легитимности полностью представлять Чеченскую сторону. Даже, если найдутся желающие высказываться от имени всего народа и вступить в политический диалог с Кремлём, их незамедлительно обвинят в предательстве, вследствие чего они потеряют какое-либо влияние. В результате, война не только будет продолжаться, но и станет не предсказуемой. Появятся автономные действия отдельных чеченских групп на территории России, которые рано или поздно приведут к кризису власти в Москве, со всей сопутствующей непредсказуемостью.

 

Как избежать всего это очевидно. Первое, необходимо добиться физической безопасности Президента Масхадова, немедленно освободить и полностью реабилитировать его представителя Ахмеда Закаева и предоставить, по крайней мере, де-факто дипломатическое признание правительству ЧРИ. Второе, скорейшим образом инициировать трёхстороннюю рабочую группу по формуле Россия+Чечня+Международное сообщество (ООН, ЕС или США). Одновременно необходимо начать деэскалацию боевых действий в Чечне, с немедленным прекращением всех видов так называемых "зачисток" на всей территории ЧРИ. И третье, этой трёхсторонней группе следует выработать систему и принципы полного политического разрешения Российско-Чеченского конфликта. При этом надо осознавать, что ни Президент Масхадов, ни кто-либо другой не сможет отказаться от независимости. Посему, эта группа должна решать вопрос путей, условий и принципов предоставления Чечне государственности. Государственность через систему международного попечительства, о которой я уже высказывался в вашей газете, может явиться единственно приемлемым вариантом для всех сторон.

 

“Chechen Times”