По следам одной провокации

12 декабря 2002 в 00:09
По следам одной провокации

Некоторое время назад российские СМИ распространили информацию о том, что якобы руководитель внешнего подкомитета Информационного комитета ГКО – Маджлисуль Шура ЧРИ Мовлади Удугов выступил с угрозами в адрес Грузии в связи с решением Тбилиси выдать Москве трех чеченских моджахедов, добровольно сдавшихся грузинским властям. В подтверждение этих утверждений приводились цитаты из интервью Удугова, которое было опубликовано 6 декабря в газете «Трибуна» на грузинском языке.

Некоторые грузинские СМИ, в основном телеканалы, так же широко растиражировали эти вырванные из контекста цитаты, ссылаясь почему-то не на первоисточник, а на искаженный русский перевод интервью Удугова. Отдельные грузинские обозреватели и журналисты не нашли ничего лучшего, как ссылаясь на провокационные публикации российской прессы, объяснить массовую античеченскую акцию с захватом целых чеченских семей вместе с грудными детьми, осуществленную грузинскими властями 7 декабря, «угрозами Удугова».

В ход была пущена самая низкопробная пропаганда и откровенная ложь. В частности, российские СМИ утверждали, что Удугов угрожал «вторжением Гелаева в Тбилиси в ответ на выдачу чеченцев», а обозреватель грузинской газеты «Резонанси» Русико Мумладзе даже заявил, что во время боевых действий в Абхазии в начале 90-х годов чеченские добровольцы, воевавшие на стороне абхазов, «отрезали головы грузинским старикам и старушкам и играли ими в футбол».

Однако все эти провокационные усилия не достигли своих целей. Грузинская общественность резко негативно отреагировало на действия властей. Не помогла даже утечка о том, что античечеенская вылазка была организована по рекомендации правительства США. Грузинские правозащитники и общественность потребовали расследования устроенного силовыми структурами Грузии беспредела против чеченских беженцев. Народный защитник Грузии Нана Девдариани направила обращение в парламент страны, в котором требует дать правовую оценку действиям МВД и МГБ Грузии. По словам Наны Девдариани, она требует провести комитетские слушания по данному вопросу в юридическом комитете и комитете по правам человека парламента страны. Омбудсмен также требует поставить вопрос об ответственности министров внутренних дел и госбезопасности Грузии в связи с незаконно силовой операцией.

С опровержением организованной пророссийскими силами провокации выступил и Мовлади Удугов, который в интервью в прямом эфире телекомпании «Рустави-2» 7 декабря вечером выступил с заявлением, разоблачающим навязанные из вне утверждения об угрозах якобы прозвучавших с его стороны. В своем заявлении Удугов призвал грузинские журналистов не цитировать бездумно российские СМИ, которые ведут информационную войну, как против Грузии, так и против Ичкерии и особо подчеркнул, что подобные масштабные карательные мероприятия не готовятся за два-три часа, а планируются месяцами.

Агентство «Кавказ-центр» предлагает вниманию своих читателей полный текст интервью, которое дал Мовлади Удугов грузинской газете «Трибуна» 6 декабря. Интервью было дано на русском языке и переведено на грузинский язык.

«Грузия может лишиться своего национального стрежня..»

 

«Трибуна»: Прежде всего, как вы определили бы место и роль Грузии на кавказском  пространстве, (что в ее поведении поддается логическому объяснению, что беспокоит, где  сильные и слабые стороны, каково приходится Шеварднадзе в условиях кругового прессинга, как можно оценить его личные действия)

Мовлади Удугов: Роль Грузии в истории Кавказа всегда была важной и географически, и политически. Достаточно напомнить о том, что после включения Грузии в состав российской империи, давление на горцев Северного Кавказа со стороны России многократно усилилось, что в конечном итоге привело к оккупации этой территории.


Мне вспоминается в этой связи выступление Зураба Жвания в актовом зале Чечено-Ингушского госуниверситета в 1990 году, когда он приезжал к нам в республику в качестве лидера Зеленого движения Грузии. Я участвовал в той встрече с грузинскими гостями. Тогда Зураб Жвания заявил буквально следующее – «В прошлом, во время кавказской войны Грузия нанесла удар ножом в спину сражающимся чеченцам, поддержав колониальные устремления Москвы. Сегодня этого не будет. Грузия выступает за единый и независимый Кавказ».

Слова Жвания отчасти подтвердились. Грузия больше не хочет быть колонией России. Не сравнить действия Грузии в наше время с тем, что происходило в 18-19 веках, когда она была плацдармом для нападения русских колонизаторов на горцев Северного Кавказа. В этом, мне кажется, свою роль сыграл исторический опыт Грузии. Вместе с тем, не может не вызывать тревогу отдельные действия грузинских властей по отношению к чеченцам.

Я хочу напомнить о том, что чеченцы с почетом приняли первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа. Не принципиальной была политическая подоплека внутригрузинских отношений того времени, из-за которой Гамсахурдиа оказался в Чечне. Важно было то, что Гамсахурдиа был первым президентов освобождающейся от российского колониализма подлинно независимой Грузии. И чеченский народ в лице Джохара Дудаева оказал великое уважение и сохранил честь и достоинство первого грузинского независимого лидера. А значит оказал уважение и сохранил честь всего грузинского народа перед теми силами, которые попытались вновь овладеть Грузией.

У Шеварднадзе, безусловно, много слабых сторон и его действия иногда вызывают возмущение, несмотря на то, что он подвергается давлению из Москвы и из Вашингтона. Торговать человеческими судьбами в обмен на политическую выгоду нельзя. Тем более, что это может принести лишь временную выгоду, но в стратегическом плане обязательно приведет плачевному результату.

У чеченцев есть пословица – «Каждый человека сам назначает себе цену». Цена грузинских руководителей, а значит и Грузии может оказаться очень низкой, если и впредь поступаться человеческим достоинством и честью, потакая людоедским инстинктам Москвы.

«Т»: Чеченско-грузинские отношения переживают сейчас один самых трудных кризисов за все  время их существования. И теперь, в канун предрекаемой выдачи очередной группы чеченцев  Москве, по обе стороны у многих  очень часто возникает один и тот же вопрос-это  перспектива взаимоотношений двух соседних народов, которым суждено жить бок о бок еще  очень долго. Но больше интересует возможная реакция на действия грузинского руководства. Прогнозируемы ли возможные варианты с чеченской стороны худший исход процесса, т.е. выдачи задержанных?

М.У.: Как раз об этом и идет речь. Отношения между Грузией и Ичкерией переживают очень трудные времена. После вполне прагматичного решения Шеварднадзе не пускать российские войска в тыл чеченской армии и собственно на свою территорию в Панкиси, Шеварднадзе решил «успокоить» обиженного медведя. Желание, в принципе, объяснимое и понятное. Не понятно только то, что для успокоения хищника грузинский президент решил передать на растерзание Москве нескольких молодых чеченцев, которые, поверив слову руководителя Грузии, добровольно отдали себя в руки грузинского правосудия. Правосудие не состоялось. Произошло элементарное вероломство и предательство. И никакие объяснения о политической целесообразности предательства и вероломства не изменят ситуацию. Такие действия никто не забывает. Тем более чеченцы.

Идя навстречу Грузии и ее руководству, чеченские моджахеды сделали все возможное и даже сверх этого, что бы у Кремля не осталось повода для военной агрессии против Грузии. Панкисское ущелье не стало проблемой для Тбилиси, несмотря на неимоверные провокации Москвы. Эти усилия чеченской стороны стоило бы оценить гораздо выше, чем это сделало грузинского руководство.

Что касается возможной реакции чеченской стороны на выдачу России содержащихся в тбилисском изоляторе моджахедов (и уже выданных), то прогнозировать здесь, что-либо довольно сложно. Поверьте мне, если бы было принято решение на ответные действия, то уже давно были бы возможны самые неожиданные и неприятные для Тбилиси последствия, которые чеченская сторона всячески избегает. Чеченцы всегда проявляли терпение. Будем надеяться, что терпение чеченских моджахедов не иссякнет и на этот раз. Вместе с тем, со всей ответственностью могу заявить, что рано или поздно наступит такой момент, когда за жизни этих молодых чеченских парней придется отвечать.

«Т»: Чем объясняет чеченская сторона уступчивость в поведении Шеварднадзе - тут больше действует американский фактор, это есть внутренний кризис власти или же кризис экономический, скажем зависимость Грузии в энергетических ресурсах России и т.д. (вот эта уступчивость грозит быть хронической или это временное явление).

М.У.: Я выскажу свое личное мнение. По моему убеждению, основной причиной уступчивости Грузии является ее руководство. Точнее груз прошлого и воспитание Шеварднадзе. Не изжитый комплекс неполноценности и преувеличенные страхи перед дряхлеющей империей. Неуверенность в стопроцентном покровительстве со стороны империи новой в лице Соединенных Штатов. Очевидно так же, что грузинская политика во многом делается сегодня в Вашингтоне. И действия Тбилиси являются в большинстве случаев, лишь производной от политических предпочтений США.


На политику Тбилиси воздействует целый комплекс объективных и субъективных причин. В возникшей ситуации кроется серьезная опасность того, что Грузия может лишиться своего национального стержня и превратиться в третьестепенный придаток новых субъектов международной силы, что, безусловно, приведет к падению уровня той ниши, которую в силу своего естественного положения и исторической традиции может занимать Грузия.

«Т»: Теперь уже очевидно, что Грузию Америка не сдаст никогда, но изменится ли при этом место Чечни в будущем (или уже состоявшемся переделе кавказского пирога). Здесь очень интересно было бы узнать - определены ли уже сферы влияния Америки и России на этом отдельно  взятом кавказском островке вообще).

М.У.: Принцип западной политической морали гласит – «не существуют постоянных друзей или врагов, а существуют постоянно меняющиеся интересы».

В политике нет слова «никогда». Все зависит от складывающихся обстоятельств и расклада сил. Исключать того, что в один прекрасный день США «сдадут» Грузию было бы неразумно для любого руководства Грузии. Вместе с тем, как в жизни отдельного человека, так и в жизни государств существуют некие принципы, которые и делают человека человеком, а государство государством. Таким главным принципом является справедливость. Несправедливый человек и несправедливое государство не жизнеспособны в принципе. Их срок ограничен и конец неизбежен.

В самом вашем вопросе заложена некая обреченность. В нем априори признается право России и США делить Кавказ на сферы влияния. А как же народы Кавказа? Справедливо ли делить по своему усмотрению то, что не принадлежит ни США, ни России?

«Т»: От каких ошибок нужно оградить сегодня  Грузию, какие у нее потенциальные возможности, обойтись ли ей собственными  силами, если она будет так относиться  к соседям?

М.У.: Самая большая опасность для любого государства думать, что цель, какая бы благая она не была, оправдывает средства достижения этой цели. И еще. Очень опасно забывать, что рано или поздно за все приходится платить.

Газета «Трибуна»

Тбилиси