План урегулирования чеченского МИДа

План урегулирования чеченского МИДа

Вторая чеченская война продолжается уже четвертый год, и нет никаких признаков, что она закончится в обозримом будущем. На фоне этой тупиковой ситуации российские власти назначили на 23 марта референдум, пытаясь добиться утверждения чеченским народом новой чеченской конституции.

 

В Вашингтон прибыл министр иностранных дел Чеченской республики Ичкерия Ильяс Ахмадов, чтобы ознакомить американское правительство и широкую общественность с новой инициативой по установлению мира в разрушенной войной Чечне.

 

Выступая в Вашингтоне на брифинге на тему «Новый план установления мира в Чечне», который состоялся в помещении радиостанций «Свобода» и «Свободная Европа», Ильяс Ахмадов отметил, что война, которую российские власти рассчитывали закончить в течение двух недель, принесла огромные жертвы обеим сторонам: погибло около ста тысяч чеченских мирных жителей и около десяти тысяч российских солдат.

 

В ситуации, когда продолжаются жестокие бои, когда половина населения Чечни лишена постоянного места проживания, когда жестокие военные преступления не получили никакого осуждения ни со стороны международного сообщества, ни со стороны российского правосудия, - в этой ситуации, сказал Ахмадов, жителям Чечни предлагают дружно прийти и проголосовать за конституцию Чеченской республики в качестве субъекта Российской Федерации.

 

По словам министра иностранных дел Чеченской республики, нынешняя ситуация похожа на то, как если бы во время Второй мировой войны евреев, согнанных в варшавское гетто, заставили бы голосовать за конституцию Третьего Рейха.

 

Несмотря на неоднократные призывы чеченской стороны к проведению переговоров, российская сторона отвечала отказом. Она усиленно старается внушить чеченскому руководству, что у них осталось только одно право - право быть безнаказанно убитыми, - сказал Ильяс Ахмадов.

 

Тем не менее, по его словам, чеченская сторона смотрит в будущее. Министр иностранных дел Чеченской республики предлагает новый план мирного урегулирования конфликта, который фундаментально отличается от всех предыдущих. «Я твердо убежден, - говорит он, - что урегулирование этого конфликта должно быть вне российского юридического поля. Все, что объединяет предыдущие планы, - это то, что Чечня должна будет иметь тот или иной статус в составе России. История показывает, что пребывание в составе России в любом качестве всегда было чревато для нас или угрозой тотального уничтожения, или депортациями».

 

«Суть моего плана, - продолжал министр иностранных дел Чечни, - заключается в том, что мандат на урегулирование этого конфликта должна взять ООН. Российские войска и гражданская администрация, которая сформирована на территории Чечни российскими властями, должны быть выведены за пределы Чечни, а в Чечню должен войти миротворческий контингент ООН и международный полицейский корпус. Они должны заниматься демилитаризацией населения и вооруженных формирований на территории Чечни. Полицейский корпус должен заниматься профилактикой правонарушений».

 

«Это только проект, - отметил Ильяс Ахмадов. - Я не знаю, сколько понадобится времени на переходный период, - пять или десять лет. Временная администрация ООН на территории Чечни должна подготовить население республики. Население должно пройти обучение демократическим технологиям, созданию органов власти, сформированию судебной и правоохранительной системы. Население также должно пройти социальную реабилитацию после этих двух жестоких войн. По истечении определенного времени, для того, чтобы в Чечне прошли свободные выборы, должны быть избраны органы власти непосредственно из местного населения. Должна состояться передача власти от временной администрации ООН».

 

«В результате реализации этого плана, - добавил докладчик, - Россия лишится этой войны и постоянного очага угрозы у себя на границе, а чеченцы получат собственную государственность, которая является единственной гарантией для сохранения главного права - права на жизнь».

 

В поездке в США министра иностранных дел Чеченской республики Ичкерия сопровождал французский философ Андре Глюксман, один из ведущих умов современной моральной и политической мысли. Он автор 15 книг и монографий на темы войны и мира, прав человека и моральных основ правительств. Андре Глюксман - кавалер французского ордена «Почетного легиона».

 

Поскольку он был лишен права на въезд на территорию СССР, а позднее России, за выступления в защиту диссидентов, в июле и августе 2000 года Андре Глюксман проник на территорию Чечни нелегально и провел там две недели. Он охарактеризовал положение в Чечне как худшее из худших во всех мировых конфликтах и указал, что столица Чечни - город Грозный с населением 400 тысяч человек - снесена с лица земли.

 

Не случайно, сказал французский философ, в вашингтонском музее Холокоста имеется раздел о геноциде чеченского народа: «Мир наблюдал подобное и раньше - когда в 1944 году Гитлер снес Варшаву в наказание за неповиновение. Чеченцев всегда преследовали, сначала Петр Великий, потом Сталин, а в настоящее время, к сожалению, Кремль во главе с Путиным. Но чеченцы не стали террористами или бомбистами-камикадзе, подобно тем, кого посылает ХАМАС. Тысячи чеченцев, живущих в России, едва сдерживают свои эмоции, видя, что делают солдаты с их родственниками в Чечне. Миру в Чечне нет альтернативы. Поэтому во имя человечности и морали крайне важно поддержать мирный план, предлагаемый Ильясом Ахмадовым».

 

После брифинга я обратился к Ильясу Ахмадову с вопросом, что послужило основанием для решения государственного департамента США внести три чеченские группы в свой список террористических организаций. Он ответил: «Дело в том, что во время своего прошлого визита Ястржембский передал госдепартаменту названия трех организаций, которые он просил включить в список террористических организаций. Вот их названия: «Конгресс народов Чечни и Дагестана», который был создан и возглавлялся Шамилем Басаевым. Он перестал существовать в сентябре 1999 года. Этого Конгресса больше нет. Второй - «Маджлис: военный совет шура». Этой организации тоже нет. Единственная оставшаяся - «Батальон шахидов», или смертников, как его называет Шамиль Басаев. Его с натяжкой можно назвать террористической организацией. В состав этого батальона входят тридцать-сорок человек. У них нет какой-то программы борьбы с международным коммунизмом, капитализмом и тому подобное. Они атакуют военные цели. Но самое интересное - то, что госдепартамент назвал совершенно другие организации. Помимо «Батальона», о котором я говорил, госдепартамент назвал «Исламскую интернациональную бригаду», о которой я никогда не слышал, и «Исламский полк особого назначения». Ни первого, ни второго в составе чеченской армии сегодня нет».

 

«Мне не совсем понятно, по каким критериям, не зная ни количественный, ни качественный состав этой организации, не зная их программы, государственный департамент вносит ее в список террористических организаций, - сказал министр иностранных дел Чечни. - Мне кажется, что это было сделано в качестве взаимного торга, чтобы немного усыпить русских и дать им возможность участвовать в принятии совместной резолюции по Ираку. На мой взгляд, это решение исключительно прагматичное. Но, к сожалению, для чеченцев это предвещает очень много плохих последствий, потому что автоматически это пытаются распространить на нас всех».

 

Радио Голос Америки