Совет Европы вышел из-под контроля?

Совет Европы вышел из-под контроля?

В итоговом тексте резолюции ПАСЕ рекомендуется рассмотреть вопрос о том, чтобы предложить международному сообществу создать специальный трибунал по военным преступлениям и преступлениям против человечности в Чечне с правом рассматривать все подобные преступления, совершенные в Чечне, если не будут активизированы усилия по приданию правосудию лиц, виновных в нарушениях прав человека, и в Чеченской республике сохранится атмосфера безнаказанности.

В голосовании по проекту резолюции приняли участие 134 европейских парламентария. За проголосовали 97 человек, против - 27, а 10 человек воздержались.

«Если не будут активизированы усилия по преданию правосудию лиц, несущих ответственность за нарушение прав человека, и в Чеченской республике сохранится атмосфера безнаказанности, международному сообществу следует изучить возможность создания специального трибунала по военным преступлениям и преступлениями против человечности в Чеченской республике, по образцу международного уголовного трибунала по бывшей Югославии, с правом рассматривать все подобные преступления, совершенные в Чеченской республике», - говорится в 10 пункте резолюции ПАСЕ.

Резолюция ПАСЕ требует от российских властей «более полного сотрудничества с национальными и международными, как судебными, так и внесудебными, механизмами восстановления нарушенных прав для улучшения ситуации».

В тексте содержится призыв к государствам-участникам Совета Европы безотлагательно задействовать в отношении наиболее тяжких преступлений, совершенных в Чечне, «все средства привлечения к ответственности, включая подачу межгосударственных исков в Европейский суд по правам человека».

«Из-за проводимой российским правительством политики ограничения доступа в Чечню представителей как неправительственных организаций, так и прессы, большинство нарушений закона никогда не было бы предано гласности, если бы не отвага и неустанные усилия нескольких смельчаков из числа родственников жертв, журналистов и активистов-правозащитников».

Эта резолюция ПАСЕ стала настоящей неожиданностью для российской делегации. Российские СМИ со ссылкой на Рогозина в течение всей среды периодически сообщали, что тема трибунала по Чечне рассматриваться на нынешней сессии ПАСЕ не будет. Однако ближе к вечеру, когда стало известно, что инициатива германского депутата и основного докладчика ПАСЕ по Чечне Рудольфа Биндига получила одобрение, российские политики и околопутинское окружение тут же заполонили  эфир российских телеканалов возбужденными комментариями.

Так спецпредставитель Путина Абдул-Хаким Султыгов, комментируя рекомендацию ПАСЕ, заявил, что это «не более, чем политическая провокация».

По его словам, после «референдума в республике началась новая политическая история». Султыгов считает, что данное предложение «юридически абсолютно некорректно и не имеет под собой никаких оснований». «В России действует своя судебная система, и никто не вправе подменять российские судебные органы», добавил путинский спецпредставитель.

В МИД РФ заявили, что в Москве разочарованы принятой резолюцией по Чечне.

«Вызывает только большое разочарование, что большинство депутатов ПАСЕ пошло на поводу у инициаторов этой затеи, которые пытаются сделать себе политическую карьеру на этой ситуации», - заявил в среду высокопоставленный источник в МИД РФ. «Можно только сожалеть, что тем самым ПАСЕ противопоставляет себя объективным реалиям в Чечне», - подчеркнул дипломат.

Он высказал убеждение, что решение сессии ПАСЕ по Чечне не будет иметь практических результатов.

В свою очередь, председатель думского Комитета по международным делам Дмитрий Рогозин заявил, что попытка сделать главной темой сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) чеченскую проблему является просто средством отвлечь внимание от войны в Ираке, и предпринята депутатами, которые не решаются критиковать правительства своих стран и их союзников, участвующих в войне с Ираком.

Позже Рогозин не выдержал и выступил с угрозами в адрес ПАСЕ, пообещав, что Россия прекратит всякое сотрудничество с этой организацией и не будет дальше выплачивать членские взносы.

Сама идея международного трибунала по Чечне не нова. В частности, говорил о ней бывший советник по госбезопасности президента США Збигнев Бжезинский. А в 1995-1997 годах российские правозащитные организации пытались создать неправительственный международный трибунал по Чечне. Им удалось опросить несколько сотен свидетелей и собрать материалы о военных преступлениях во время первой русско-чеченской войны. Надо полагать, что эти свидетельские показания сейчас пригодятся.

Отдел оперативной информации,

«Кавказ-Центр»